Тестовые задания по обществознанию. Умение отстаивать свое мнение — одно из основных прав человека Когда ребенок имеет право выражать свое мнение по российскому законодательству

Японист, иранист, китаист, арабист, международник, суфий, индуист, мусульманин, буддист, христианин, гуманист, последователь Ганди, Руми, Толстого, Примакова, Пальме, хаджи Кишиева, кинолюбитель и книголюб, интересующийся дипломатией, историей, политикой

Пользователю можно задать вопрос

"Никогда не стоит никому ничего объяснять. Тот, кто не хочет слушать, не услышит и не поверит, а тот, кто верит и понимает, не нуждается в объяснениях" (Омар Хайям).
Я руководствуюсь этим суждением, которое, однако, нельзя воспринимать буквально. Для того, что бы высказывать мнение, которое противоречит мнению другого человека прежде всего необходимо быть уверенным в весомости собственной позиций, в том, на сколько она действительно объективна, всесторонняя и взвешенная. Если в этом вы уверены, то тогда уже смотрите по обстановке.
На мой взгляд, не стоит высказываться лишь для удовлетворения собственного эго. Высказываться стоит только в том случае, если ваше мнение может кому-то помочь. Скажем третьему наблюдателю.
Так же я никогда не спорю ради спора. Спор, вообще, ни к чему не приведет. Люди просто будут кидать друг в друга фразами и останутся глухими к позициям друг друга. А мнение, с которым человек скорее всего не согласен, как мне представляется, полезно озвучить в том случае, если вы чувствуете, что он может его если не принять, то рассмотреть. Но это не простая работа. Просто вывалить все факты, позиции на стол - очень часто бессмысленно. Хотите, что бы человек услышал вашу позицию и пересмотрел свою - делайте это постепенно, мягко, не столько утверждая, сколько ставя перед ним вопросы. А идти в лоб можно лишь с очень мудрой личностью.
Осуждаю ли я людей с непопулярной точкой зрения? Зависит от точки зрения. Зачастую непопулярное мнение (на сколько я понял, имеется ввиду нераспространенное) является верным. Просто посмотрите на историю.
Однако, если эта точка зрения из человеконенависнической серии, то я осуждаю, но про себя. Говорить что-либо такому человеку, как правило, бессмысленно.
Боюсь ли высказывать непопулярное мнение? Нет. Всегда ли это делаю? Нет. Но не от страха. Если такое мнение высказать необходимо, но при том возможны негативные последствия, я это неоднократно сделаю и, конечно, сделаю в будущем. Если же мое мнение непопулярно и я вижу, что люди не готовы к нему, то есть просто хотят поспорить со мной, то воздержусь. Если человек в такую авантюру ввяжется, то ничего не приобретет, а лишь потеряет - свои силы и энергию. Кроме того, есть ситуации, когда у человека был сложный день, он перенес какие-то неприятные обстоятельства. У него внутри накапливается гнев, негатив, который нужно куда-то деть. И таким выходом как раз может послужить участие в споре. Соответственно, если вы столкнетесь с таким человеком, то он просто передаст частицу своего гневного состояния и вы сами будете взвинченными. Никакого интеллектуального развития в таком случае никто не получит.

Вариант № 333146

1. Задание 1 № 156. В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле?

1) Индийское общество многие века было разделено на касты.

2) Общество объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества.

3) Общество собаководов провело выставку собак бойцовых пород.

4) Общество любителей древностей издаёт ежемесячный журнал.

Пояснение.

Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

Узкое значение:

1) определённая группа людей;

2) этап развития общества;

3) совместная деятельность;

4) определенная страна.

Широкое значение: всё человечество в целом:

1) часть материального мира;

2) динамичная система;

3) совокупность способов взаимодействия и объединения.

Правильный ответ: 2.

Ответ: 2

2. Задание 2 № 777. Формирование личности происходит под влиянием

1) природных способностей

2) собственных убеждений

3) социального окружения

4) природного окружения

Пояснение.

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка.

Правильный ответ: 3.

Ответ: 3

3. Задание 3 № 1772. Примером влияния общества на природу является

1) изобретение громоотвода

2) проход судов через Суэцкий канал

3) загрязнение вод мирового океана

4) торжественное открытие моста через реку

Пояснение.

Общество активно влияет на природу, иногда это влияние является вредным и проявляется в виде загрязнения.

Правильный ответ: 3

Ответ: 3

4. Задание 4 № 1488. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется в процессе социализации.

Б. Одной из составляющих личности являются жизненные ценности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Оба суждения верны. пройдя процесс социализации человек становится личностью и они появляются определенные жизненные ценности.

правильный ответ: 3

Ответ: 3

5. Задание 5 № 1587. Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется

1) патриотизмом

2) свободой совести

3) эгоизмом

4) гуманизмом

Пояснение.

Это определение свободы совести.

Правильный ответ: 2

Ответ: 2

6. Задание 6 № 6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.

Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Оба верны:

А. соблюдения постов. праздников, ритуалов;

В. "Не убий. не укради" и т. д.

Правильный ответ: 3.

Ответ: 3

7. Задание 7 № 1713. Фактическое обладание вещью, признание права человека на эту вещь называют

1) распоряжением

2) наследованием

3) пользованием

4) владением

Пояснение.

Собственнику, как указано в п. 1 ст. 209 ГК РФ, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение (фактическое обладание) - расположение вещи, затрудняющее пользование ею всеми людьми, кроме одного или нескольких лиц, называемых владельцами.

Правильный ответ: 4

Ответ: 4

8. Задание 8 № 70. Уровень заработной платы на рынке труда определяется под непосредственным воздействием

1) стоимости потребительских товаров

2) объёма личных сбережений граждан

3) установленного в стране прожиточного минимума

4) спроса и предложения трудовых услуг

Пояснение.

Установление уровня заработной платы под воздействием изменяющейся конъюнктуры на рынке труда стимулирует работников к освоению тех профессий, на которые возрастает спрос под воздействием структурной перестройки и требований научно-технического прогресса.

Правильный ответ: 4.

Ответ: 4

9. Задание 9 № 350. Согласно закону одной фирме запрещено приобретать активы другой фирмы, если в результате ослабнет конкуренция. Этот закон непосредственно направлен против

1) крупных предприятий

2) предприятий-монополистов

3) акционерных предприятий

4) частных предприятий

Пояснение.

Монополия (в экономике) - ситуация на рынке, когда фирма, называемая «монополистом», полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого товара, что ведет как правило к ухудшению качества товаров и увеличению цен.

Правильный ответ: 2.

Ответ: 2

10. Задание 10 № 1654. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

К сожалению, проблема ограниченности ресурсов, пока не может быть решена наукой.

Правильный ответ: 2

Ответ: 2

11. Задание 11 № 1464. Род, племя, народность - это примеры

1) демографических групп

2) этнических общностей

3) общественных страт

4) исторически сложившихся типов общества

Пояснение.

Принято выделять четыре главных типа этносов - род, племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др.

Правильный ответ: 2

Ответ: 2

12. Задание 12 № 415. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

1) политический строй

2) социальную структуру

3) хозяйственный уклад

4) форму государства

Пояснение.

Соц. структура - совокупность взаимосвязанных социальных общностей и отношений между ними.

Основной характеристикой социальной структуры является гетерогенность.

Гетерогенность - совокупность показателей, определяющих степень пестроты общества (пол, национальность, вероисповедание).

Соц. общность - совокупность индивидов, отличающихся ценностью и выступающих самостоятельным субъектом исторического процесса.

Правильный ответ: 2.

Ответ: 2

13. Задание 13 № 540. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Семья - малая группа, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.

Функции семьи:

1) репродуктивная - биологическое воспроизводство населения;

2) социально-статусная;

3) хозяйственно-бытовая;

4) эмоциональная;

5) сексуальная;

6) социализации детей;

7) рекреационная проведение досуга.

Правильный ответ: 2.

Ответ: 2

14. Задание 14 № 1720. Для монархии как формы правления характерна(-ен)

1) передача верховной власти по наследству

2) коллективный принцип принятия решений

3) регулярная сменяемость органов государственной власти

4) выборность высших органов власти

Пояснение.

Для монархии как формы правления характерна передача верховной власти по наследству. Все остальное характерно для республики.

Правильный ответ: 1

Ответ: 1

15. Задание 15 № 1406. Высший орган законодательной власти в стране Z формируется выборным путём. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Z демократический политический режим?

1) на каждое место в парламенте претендует один кандидат.

2) население избирает коллегию выборщиков, которые избирают депутатов.

4) избиратели, награждённые государственными наградами, имеют дополнительные голоса

Пояснение.

При демократическом политическом режиме в обязательном порядке существует избирательное право с тайной волеизъявления.

Правильный ответ: 3

Ответ: 3

16. Задание 16 № 78. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление обеспечивает развитие управляемой территории в интересах жителей.

Б. Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий, отличный от полномочий органов государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

По 131 ФЗ четко расписаны полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Правильный ответ: 3.

Ответ: 3

17. Задание 17 № 1879. Среди перечисленных правонарушений преступлением является

1) систематическое опоздание на работу

2) безбилетный проезд в автобусе

3) переход улицы в неположенном месте

4) распространение наркотиков

Пояснение.

1) систематическое опоздание на работу - дисциплинарная

2) безбилетный проезд в автобусе - административная

3) переход улицы в неположенном месте - административная

4) распространение наркотиков - уголовная

Правильный ответ: 4

Ответ: 4

18. Задание 18 № 762. У гражданина украли паспорт. Куда он должен обратиться?

1) к адвокату

2) в органы внутренних дел

3) к прокурору

4) к нотариусу

Пояснение.

Прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением конституции и законов.

Адвокатура - профессиональное сообщество адвокатов.

Направления деятельности адвокатуры:

1) консультации, разъяснения, справки по юридическим вопросам;

2) составление документов правового характера;

3) участие в гражданском, уголовном, административном производстве;

4) представление интересов доверителя в органах власти;

5) защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;

6) правовое обслуживание коммерческих операций;

7) участие в качестве представителя в Конституционном суде.

Органы внутренних дел - система органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных посягательств.

Нотариус (лат. notarius - писарь, секретарь) - лицо, специально уполномоченное на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах.

Правильный ответ: 2.

Ответ: 2

19. Задание 19 № 112. Василий заключил договор на строительство дачного домика, но работники строительной фирмы нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) административного права

2) трудового права

3) уголовного права

4) гражданского права

Пояснение.

Гражданское право - отрасль права, объединяющая правовые ресурсы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые обоснованы на независимости оценки.

Правильный ответ: 4.

Ответ: 4

20. Задание 20 № 361. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Правильный ответ: 1.

Ответ: 1

21. Задание 21 № 1319. На уроке ученик получил задание сравнить два вида республик: парламентскую и президентскую.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

1) Глава правительства - лидер партии, победившей на выборах.

2) Президент является главой государства.

3) Парламент обладает законодательной властью.

4) Президент избирается всенародным голосованием.

Пояснение.

Сходства: и там и там президент является главою государства, а парламент обладает законодательной властью.

Отличия: Главою правительства становится лидер партии победившей на выборах - только при парламентской республике; президент избирается всенародным голосованием только при президентской республике.

Правильный ответ: 2314

Ответ: 2314

22. Задание 22 № 964. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА

ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь

В) право на защиту чести и достоинства

Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Д) право на жизнь

1) гражданские (личные)

2) политические

3) социальные

Запишите в таблицу выбранные цифры.

A

Пояснение.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА:

А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь; 3) социальные.

Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь; 1) гражданские (личные);

В) право на защиту чести и достоинства; 1) гражданские (личные);

Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций; 2) политические;

Д) право на жизнь. 1) гражданские (личные);

Правильный ответ: 31121.

Ответ: 31121

23. Задание 23 № 147. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A) В стране Z действует несколько тысяч банков и других финансовых организаций. (Б) Социологические исследования показали, что более половины граждан страны Z хранят свои сбережения дома. (B) Очевидно, граждане не доверяют банкам, сомневаются в их надежности и стабильности.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты;

2) выражают мнения.

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

A

Пояснение.

Факт - (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.

Мнения должны содержать отношение автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «скорее всего», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».

Правильный ответ: 112.

Ответ: 112

24. Задание 24 № 1260. Социологи провели опрос совершеннолетних граждан города Z. Им задавали вопрос: «Какой из способов разрешения социальных конфликтов наиболее эффективный? ».

Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Примерно половина респондентов считает, что посредничество государства наиболее эффективно для разрешения конфликта.

2) Абсолютное большинство - 97% не считают уступку эффективным средством разрешения конфликтов.

3) Отказ всех конфликтующих сторон от взаимных претензий считают менее эффективным, чем длительное противоборство в конфликте.

4) Только 3% респондентов верят в то, что уступки одной из сторон могут помочь в разрешении социального конфликта.

5) Самым эффективным способом разрешения социальных конфликтов опрошенные считают отказ от взаимных претензий.

Пояснение.

Исходя из диаграммы единственно верным ответом является: 124.

Ответ: 124.

Ответ: 124

25. Задание 25 № 862. В стране X был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны современные российские средства массовой информации (СМИ) от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.

Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Население страны обладает резко полярными воззрениями по вопросам государственного контроля над СМИ.

2) В обществе наблюдается резкое социальное расслоение.

3) В стране X развиваются демократические процессы.

4) Основная масса населения недовольна качеством СМИ.

5) Правительству страны X следует обратить особое внимание на взаимоотношения со СМИ.

Пояснение.

1) Население страны обладает резко полярными воззрениями по вопросам государственного контроля над СМИ (да, верно, одна половина населения имеет мнение прямо противоположное другой половине).

2) В обществе наблюдается резкое социальное расслоение (нет, такой вывод по данным опроса сделать нельзя, не хватает фактических данных).

3) В стране X развиваются демократические процессы (нет, такой вывод по данным опроса сделать нельзя, не хватает фактических данных).

4) Основная масса населения недовольна качеством СМИ (нет, такой вывод по данным опроса сделать нельзя, не хватает фактических данных).

5) Правительству страны X следует обратить особое внимание на взаимоотношения со СМИ (да, верно, так как половина опрошенных считает, что они поставили СМИ под свой контроль).

Правильный ответ: 15.

Ответ: 15

26. Задание 26 № 2153. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?

Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.

В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система – это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.

В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.

В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе – рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.

(По материалам интернет-издания)

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Выделенные смысловые фрагменты могут быть озаглавлены следующим образом:

1) основные вопросы экономики;

2) проблема ограниченности ресурсов;

3) тип экономической системы;

4) особенности командной экономики;

5) экономика свободного рынка;

6) смешанная экономика.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. Задание 27 № 2154. Как автор характеризует экономические ресурсы общества? Какие примеры экономических ресурсов он привёл? Какую задачу призвана решить экономическая система?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) авторская характеристика экономических ресурсов общества, например: количество ресурсов ограничено;

2) авторские примеры экономических ресурсов: вода, леса, поля, полезные ископаемые;

3) задача экономической системы: обеспечение распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

28. Задание 28 № 2155. Чем, по мнению автора, различается положение человека в условиях командной экономики и свободного рынка? Используя обществоведческие знания, укажите одно любое преимущество и один недостаток положения человека в условиях рынка.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) различие, например: в условиях командной экономики у человека нет выбора, а в условиях рынка ему предоставлена свобода выбора;

2) преимущество, например: человек может проявлять предпринимательскую инициативу, приобретать любые необходимые блага, по своему усмотрению распоряжаться своей собственностью и способностью к труду;

3) недостаток, например: человек рискует и несёт всю полноту ответственности за последствия своего свободного экономического выбора.

Могут быть названы другие преимущество и недостаток.

29. Задание 29 № 2156. На примере любой фирмы (предприятия) проиллюстрируйте три основных вопроса, которые она должна решить. (Сначала назовите вопрос, а затем приведите соответствующий пример.)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы вопросы и приведены соответствующие примеры.

1) Что нужно производить? (например, предприниматель решил открыть фабрику по производству обуви)

2) Как будут производиться товары? (например, для фабрики предприниматель закупил итальянское оборудование и материалы)

3) Для кого предназначаются производимые товары? (например, обувь, производимая фабрикой, представлена во всех крупных магазинах города, где их могут приобрести потребители)

Могут быть приведены другие примеры.

30. Задание 30 № 2157. В стране Z все решения по основным экономическим проблемам принимает государство; оно является фактическим собственником средств производства, финансовых и прочих ресурсов. К какому типу относится экономическая система страны Z? С опорой на текст оцените эффективность такой экономической системы.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие элементы:

1) тип экономической системы: командная экономика;

2) оценка эффективности, например: в обычных условиях отсутствие конкуренции, экономической заинтересованности участников хозяйственной деятельности приводит к неэффективности функционирования всей системы в целом, возникновению дефицита товаров и услуг.

Элементы ответа могут быть даны в других формулировках.

31. Задание 31 № 2158. На основе текста и знаний обществоведческого курса составьте три предложения, раскрывающие роль государства в смешанной экономике.

Пояснение.

Могут быть составлены следующие предложения.

1) Государство обеспечивает частичное перераспределение доходов в интересах социально незащищённых слоёв населения.

2) Государство защищает интересы отечественного бизнеса в мировой торговле.

3) Государство издаёт законы, регулирующие экономическую деятельность.

Могут быть составлены другие адекватные предложения.

Текст Ст. 29 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Комментарий к Ст. 29 Конституции Российской Федерации

1. Мысль как результат и продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире, что воплощается в определенных представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, который сам по себе не может быть предметом правового регулирования. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение (устное или письменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы. Гарантирование Конституцией РФ каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования и выражения собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопустимость какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

Свобода слова — это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как права на участие в выборах, на петицию, на образование; свободы совести, творчества.

Вот эта штука сейчас очень быстро набирает вес в дискурсивной практике. Еще вчера «игрушечный» танк Рено давал возможность скромно постоять с краю, сегодня здоровенный Тигр пытается устанавливать на поле свои правила. В постмодерне слово создает реальность, поэтому любое мнение претендует на рассмотрение его в качестве части объективной реальности или даже на полную замену ее. А когда объективная реальность пытается сопротивляться своему отрицанию, то ей предъявляют 100-мм лобовую броню:

- Я имею право на свое мнение!

Попробуем разобраться с этим.

Для начала нужно взять треугольную призму и приложить ее к лучу смешанного оттенка этого тезиса. Разложенный спектр выглядит так:

1. Я имею право иметь мнение.

2. Я имею право высказывать мнение.

3. Я имею право на принятие моего мнения к рассмотрению (т.е., на влияние этого мнения на решения).

И с краю уже поблескивает броневой сталью «я имею право на признание моего мнения единственно правильным». Но об этом не будем пока.

Затем мы достаем еще одну призмочку и заглядываем глубже. Оказывается, каждый из лучей «Имею право» на самом деле состоит из двух частей: «Имею возможность» и «Имею право». И они, как бы ни умышленно, перепутаны.

Сразу отметим, что право иметь мнение – это не более чем возможность иметь мнение. Право может быть даровано, отобрано, подвергнуто сомнению. Такое нельзя проделать с мнением в чьей-то голове, оно просто может в ней существовать. Это возможность , не право.

Высшая сфера человеческой деятельности – это война. И именно в военном деле удалось формализовать решения проблем управления, более нигде столь качественно этого не сделано. Есть смысл обращаться туда для поиска готовых решений проблем в иных областях.

«Приказы не обсуждаются».

Здесь право на высказывание мнения ставится в жесткую зависимость от компетенции и ситуации - оно отрицается как безусловное. (Сама ситуация, кстати, состоит только в определении компетенции. Приказ начальника подчиненному – это одно, а треп повара с писарем – другое.)

«Приказ может быть оспорен после его выполнения».

Здесь право на высказывание мнения отрицается тем, что такое право признается не имеющим значения – решение было принято и было выполнено. Предметом оспаривания фактически будет уже не само решение, а компетенция принявшего его.

«Товарищи офицеры, прошу высказываться по поводу», - так командир может сказать на штабном совещании.

В отдельных случаях возможность высказывания мнения может быть специально и временно делегирована. Прошу заметить, это именно возможность, а не право. Право имеется априори или делегируется постоянно, но не временно.

Право на принятие мнения к рассмотрению в армии не предусмотрено.

Таким образом, в военном деле право на собственное мнение зависит исключительно от компетенции и осуществляется в крайней форме обязательного к исполнению решения. В отдельных случаях может быть предоставлена лишь возможность высказывания мнения.

Теперь посмотрим на наш спектр в этих отблесках военной мысли:

1. Я имею возможность иметь мнение.

2. Я иногда имею возможность высказывать мнение.

3. Я имею право на принятие моего мнения в качестве решения, если обладаю нужной компетенцией.

Тут мне скажут:

- Но ведь, то армия, а в гражданской жизни есть демократия! Более того, гражданская жизнь и основана на демократических принципах. А основа демократии и состоит в праве каждого на собственное мнение .

Да-да. Именно тут и скрывается подлог этого дискурса:)

Мы имеем дело с расширением принципов демократии на иные сферы деятельности. Это агрессия и оккупация . Я отнюдь не утверждаю, что это нелегитимные действия. здесь определяется собственным мнением каждого человека. Это измерение точности линейки самой этой линейкой. Возможно, когда-нибудь все согласно отнесут эту линейку в палату мер и весов. Но это определенно незаконно.

Дело в том, что принципы демократии тут пытаются применять к процессам управления. «Но позвольте», - снова скажут мне – «ведь демократия как раз и есть про управление!»

Нет. Демократия – это про периодическое участие в избрании органов власти. Даже не про само участие в органах власти. Право проголосовать есть, а вот право самому стать тем, за кого голосуют - весьма номинальное. А демократический принцип заключается в праве на это голосование.

После голосования никаких демократических принципов в процессах управления не наблюдается. И по демократическим принципам избирается лишь очень малая часть всех управляющих структур в обществе. А всякое управление строится по образцу устройства управления в военном деле, стараясь максимально к нему приблизиться.

Нет, и коллегиальное управление не является демократическим. Это лишь вынужденный эрзац. Наилучшее решение должно исходить от человека, обладающего нужной признанной компетентностью. Если такого найти не удается, то решение иногда принимают коллегиально. Это заведомо означает, что среди коллегии нет тех, кто нужной компетентностью обладает. Есть лишь надежда, что сложение недостаточных компетентностей даст правильное решение. И это не прямая демократия, так как коллегиальный орган в целом ведет себя подобно одному обладающему компетенцией лицу.

Заметьте, «право на собственное мнение» - это вторжение именно в сферу управления.

Зачем люди вообще пытаются высказывать свои мнения? – Только для того, чтобы пытаться влиять на принимаемые решения. Спектр дискурса, излучаемого в информационное поле, опирается на неоспоримую возможность иметь мнение , а целью служит принятие этого мнения в качестве решения . Это вопрос управления, в котором демократические принципы не применяются, а право на мнение целиком зависит от компетенции и компетентности. Но эти принципы служат подложным основанием для этого вторжения. И более того, на определение реальности, что является управлением еще более глубинным и эффективным.

На этом пока остановлюсь. Я рассмотрел лишь внешнее устройство проблемы. И оно может показаться вам достаточно убедительным. Но. Но. Вы всё равно скажете себе: «Уж я-то имею право на собственное мнение». Этот текст не убедит вас в том, что права нет лично у вас.

Так что, в продолжении будут рассмотрены внутренние психологические мотивы человека считать себя имеющим право на свое мнение . Там же будут общие выводы и рекомендации по фехтовальным приемам в дискурсивной практике.

Согласно ст. 1 закона Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также, ст. 54 пункта 1 «Семейного кодекса» Российской Федерации, ребенком считается лицо, которому не исполнилось 18 лет.

Дети разных возрастов относятся к разным категориям. В зависимости от категории и детям и их родителям (или лицам, которые их заменяют), законодательством РФ предоставлены разные права и обязательства.

Одновременно и несовершеннолетним, и малолетним считается ребенок в возрасте от нуля до 14 лет.

Ребенка от 14 до 18 лет принято считать несовершеннолетним. С этого возраста ребенок обязан отвечать за свои поступки, так как наступлением четырнадцати лет он (как сказано в ст. 20 пункта 2 УК РФ), несет уголовную ответственность за часть своих деяний, а именно - убийство по ст. 105 УК РФ, похищение человека по ст. 126 УК РФ, сексуальное насилие (ст. 131 и 132 УК РФ), угон транспортного средства (ст. 166 УК РФ), совершение террористического акта и захват заложников по ст. ст. 205 и 206, хищение и вымогательство оружия и наркотических средств (ст. 226 и 229 УК РФ) и др.

Полная уголовная ответственность наступает в 16 лет.

До достижения ребенком 14-летнего возраста всю ответственность за его поступки несут родители или лица, заменяющие их.

Конвенция о правах ребенка

Наряду с ответственностью, ребенок наделен и множеством прав, среди которых - право выражать свое мнение и отстаивать собственную точку зрения.

Право ребенка выражать предусмотрено, прежде всего, в Конвенции о правах ребенка. Она была принята решением 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году. Согласно ст. ст. 12 и 13, ребенку, который осознает и свободно выражает свое мнение и потребности, должно быть предоставлено право быть услышанным. Таким правом наделены дети, которым исполнилось десять лет.

Ст. 12 Конвенции гласит о том, что государство должно предоставить ребенку возможность свободно проявлять свои взгляды и мнения по вопросам, которые непосредственно его касаются. Такая возможность гарантирует ребенку право быть услышанным на судебных заседаниях, которые затрагивают его интересы. Он может принимать участие в судебных разбирательствах либо лично, либо через своего представителя - физическое или юридическое лицо/орган. Процедура заслушивания ребенка в суде предусмотрена процессуальными нормами законодательства государства.

Ст. 13 Конвенции предоставляет ребенку право свободно выражать свое мнение любым удобным для него способом: устно, письменно, через произведения искусства или при помощи других средств. Также, в пункте 2 предусматриваются некоторые ограничения, при которых право несовершеннолетнего выражать свое мнение не представляется возможным. Такими ограничениями, в частности, является охрана государственной безопасности, соблюдение общественного порядка, обеспечение уровня здоровья, нравственности граждан государства.

Когда ребенок имеет право выражать свое мнение по российскому законодательству

В Российской Федерации свобода мысли, слова, мнения и убеждений гарантирована каждому гражданину 29 ст. Конституции РФ.

О право ребенка выражать свое мнение говорится в ст. 57 СК РФ.

В частности, данная статья сообщает о том, что ребенок имеет право выражать свое мнение в семейных советах по тому или иному вопросу. Особенно это касается обсуждений вопросов относительно непосредственно интересов ребенка.

Также данное право ребенка выражать свое мнение предусмотрено и другими законами СК РФ. Ст. ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК предусматривают принятие органами опеки и попечительства и в ходе судебных заседаний решений исключительно с согласия ребенка, которому исполнилось 10 лет. Решения принимаются в случае, если они не противоречат безопасности ребенка, а их последствия не несут для него вреда. Следует заметить, что право ребенка выражать свое мнение не тождественно принятия его позиции.

Реализуя право ребенка выражать свое мнение, родители корректируют свои собственные. В отдельных случаях (касаемо условий безопасности, состояния здоровья и т.д.) родители должны переубедить ребенка переосмыслить и поменять свои суждения согласно мерам предосторожности.

Право несовершеннолетнего обращаться в органы опеки

Российским законодательством предусмотрено ряд случаев, когда несовершеннолетнее лицо имеет право отправится в органы опеки и попечительства с целью собственной защиты. К таким случаям, в частности, относятся:

  • Ситуации злоупотребления родителей, что гарантировано ст. 56 СК РФ. К родительским злоупотреблениям зачисляют алкоголизм, наркоманию, аморальный образ жизни.
  • Злоупотребления родительскими правами относительно ребенка, жестокое обращение, физическое, психологическое, сексуальное насилие, ограничение прав ребенка, воспрепятствование его гармоничному психо-физическому развитию (ст. 69 СК РФ).

Во всех перечисленных случаях ребенок может обратиться в органы опеки и попечительства при районных администрациях или в прокуратуру. Соответствующие органы обязаны учесть обстоятельства, изложенные ребенком и заняться устранением проблем. Именно такими способами реализуется предоставленное Законом право ребенка выражать свое мнение.

С наступлением 14 лет, несовершеннолетний может сам обратиться в суд с целью защиты своих прав.

Органы защиты прав и интересов ребенка

Административный порядок защиты прав ребенка входит в компетенцию органов опеки и попечительства, а также правоохранительных органов (ст. 8 СК РФ).

  • Правоохранительные органы подразделяются на прокуратуру и органы МВД.
  • Прокуратура в процессе защиты прав ребенка руководствуется следующими методами:
  • Предъявление иска об ограничении/лишении родительских прав или отмене усыновления (ст. 70, 73 и 142 СК РФ);
  • Представление в суд требования о восстановлении нарушенных прав ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • Участие в судебных заседаниях (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ», ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
  • Предостережение о том, что недопустимо нарушение прав ребенка и устранение нарушений закона (ст. 24 и 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • Опротестование при наличии оснований, предусмотренных Законом «О прокуратуре РФ» актов других органов, которые напрямую относятся к защите прав ребенка.

Сотрудники органов МВД принимают участие в розыске личностей, которые уклоняются от исполнения судебных решений касательно защиты прав ребенка и принудительном исполнении решения суда.

С целью защиты прав ребенка в семье создана Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В ее компетенцию входят подача в суд иска о лишении родителей их прав, представлении интересов ребенка в суде, контроль над условиями воспитания и т.д.

Перечень вопросов, по которым суд может принять решение с согласия ребенка

Любой ребенок, достигший десятилетнего возраста, имеет возможность быть услышанным в суде и рассчитывать на позитивное решение его интересов.

К вопросам, по которым может быть принято решение с согласия ребенка, в частности, относятся следующие:

  • Смена имени и фамилии ребенка гарантирует ст. 59 СК РФ;
  • Возобновление родительских прав отца/матери (ст. 132 СК РФ);
  • Усыновление ребенка (ст. 134 СК РФ);
  • Изменение ФИО усыновленного ребенка предвидено ст. 134 СК РФ;
  • Указание усыновителей в качестве родителей или опекунов (ст. 136 СК РФ);
  • Изменение ФИО в случае аннулирования усыновления (ст. 143 СК РФ);
  • Прием ребенка на воспитание в другую семью (ст. 154 СК РФ);
  • Проживание несовершеннолетнего с одним из родителей в случае их развода.
Поделиться