Икона спас нерукотворный на спасской башне. На спасской башне вновь появится спас нерукотворный. Часы и куранты на Спасской башне Московского Кремля

Вконтакте

В середине XVII в. по центральным районам Русского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва.

Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане.

Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 г.

unknown , Public Domain

Икона так понравилась царю, что он велел оставить её в Москве, где она располагалась в . Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над воротами со стороны , через которые образ привезли в Москву.

В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена и сама башня были названы Спасскими.

В 1839 г. икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 г.

Народный собор , Public Domain

С приходом к власти большевиков надвратный образ, как и сама икона Спаса Нерукотворного были утрачены.

Новоспасский монастырь был закрыт в 1918 г. Незадолго до этого чудотворная икона из него пропала.

Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов) - в 1929 г. в Вятке был закрыт Спасский собор и хранившийся в нём список также исчез. Однако, в июне 2010 г. по инициативе движения «Народный Собор» в Москве иконописцем Дмитрием Винокуровым был написан точный список знаменитой чудотворной иконы Вятского Спаса по старинной репродукции, обнаруженной вятским искусствоведом Галиной Алексеевной Моховой.

28 августа 2010 года новый точный список Спаса Нерукотворного был передан в Спасский собор Кирова (бывш. Вятки).

Список с чудотворного образа XIX в. сохранился в Новоспасском монастыре, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала.

Надвратный киот Спасской башни с внутренней стороны Кремля по-прежнему пустует.

Фотогалерея

Полезная информация

Спас Нерукотворный на Спасской башне

Вятский (Хлыновский) образ

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны.

Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и своеобразные особенности лика Христа.

На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью.

Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты.

Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части.Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба.

Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.

Исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром Российского государства, будучи средоточием церковного управления и наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов. Чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила свое название по иконе Спасителя (Спаса Смоленского); над воротами Никольской башни располагалась икона святителя Николая Чудотворца.

Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Троицкой, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен.

До революции иконы на Спасской и Никольской башнях были особо почитаемы народом.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлевских и всегда почитались святыми. В древности эти ворота назывались Фроловскими или Фрололаврскими, по имени находившейся рядом церкви Фрола и Лавра. Иногда ворота назывались Иерусалимскими, поскольку в Вербное Воскресенье через них совершался крестный ход, изображающий вход Господень в Иерусалим. Указ царя Алексея Михайловича от 16 апреля 1658 года закрепил за ними название Спасских по образу Спаса Смоленского, а также церкви Спасителя, существовавшей у Москворецких ворот до конца XVIII века.

Через Спасские ворота нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Этот народный обычай был закреплен царским указом в 1658 году; за исполнением указа следили особые сторожа — воротники и стрельцы.

От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. 1 ноября 1612 года именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль. Все крестные ходы из Кремля шли через Спасские ворота, все правители России начиная с царя Михаила Федоровича перед коронацией торжественно проходили через них.

Последнее упоминание об иконах на Спасской и Никольской башнях относится к 30-м годам XX века, когда было принято решение о консервации образов — сокрытии под оштукатуренной сеткой.

Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлевских башнях, полностью утрачены. Вопрос о возвращении икон на башни Кремля не раз поднимался российской общественностью. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля выступил . Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации и получила благословение приснопамятного .

Для предварительной проработки вопроса при Фонде Андрея Первозванного была создана специальная инициативная группа, которую возглавил президент ОАО «РЖД», председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного . В группу также вошли директор ФСО РФ Е.А. Муров, заместитель директора ФСО РФ С.Д. Хлебников, управляющий делами Президента РФ В.И. Кожин, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) А.В. Кибовский, генеральный директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина, президент Фонда Андрея Первозванного С.Е. Щеблыгин, первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного, руководитель рабочей группы проекта М.И. Якушев.

Членами инициативной группы было сделано предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях сохранились в киотах под слоем штукатурки.

24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершенными.

4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне.

В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.

Икона Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображен стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклоненные святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах.

Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.

Одно из первых описаний Спасского образа содержится у Павла Алеппского, который сопровождал Антиохийского Патриарха Макария при его путешествии в Россию в 1654-1656 годах: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа, стоя благословляющего: Его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее — бархатное, также с золотом. Этот образ называют Спас, т.е. Спаситель, Смоленский».

С древних времен икона имела большое почитание среди народа и считалась чудотворной.

В XIX веке с двух сторон от Спасских ворот располагались часовни. В одной из них находилась копия надвратного образа Спасителя, которая также чтилась богомольцами. Перед иконой Спасителя постоянно горели лампады и ежедневно служились молебны.

Особое празднование образу Спасителя на Спасской башне совершалось 1 августа по старому стилю (14 августа по новому стилю).

Икона святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля

Икона святителя Николая («Никола Можайский») на Никольской башне Московского Кремля датирутся концом XV - началом XVI века.

Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ святителя был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях известного искусствоведа И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы была предпринята реставрация изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.

В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был целиком задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 9 / 22 мая 1918 года совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего во главе крестного хода направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его надвратным образом.

Патриархия.ru

Православная святыня на Спасской башне Кремля, которая чудом пережила социалистическую эпоху, совсем скоро предстанет на всеобщее обозрение. Такое решение приняла сегодня специальная комиссия после тщательного осмотра иконы. Среди тех, кто увидел образ Спасителя таким, каким он был в конце XIX века, оказалась и съёмочная группа Первого канала.

Экскурсоводы на Красной площади уже завораживают туристов рассказами о чудесном явлении надвратных икон сразу на двух башнях Московского Кремля. И хотя обе они ещё закрыты строительными лесами, сквозь зелёную сетку уже можно разглядеть святые лики Николы Можайского и Спаса Смоленского. Более семидесяти лет оба они считались утраченными навсегда.

Константин Муравьёв, художник-реставратор: "Штукатурка висела большими пузырями. То есть, она визуально как бы находится в одной плоскости, но на самом деле, когда начинаешь простукивать, она шаталась".

В сложном состоянии была икона на Спасской башне Кремля почти два месяца назад, когда, вскрыв слой штукатурки и убрав сетку-рабицу, её нашли.

За это время реставраторы не только укрепили фреску, как бы приклеив её к стене, но и тонкими, точечными движениями кисти восстановили краски. С особым терпением убирали набрызги цементного раствора, ведь те, кто его наносил на сетку, тем самым спасли икону от уничтожения.

Константин Муравьёв, художник-реставратор: "Они делали аккуратно, они мастерками бросали, а там - сетка-рабица, и через эту сетку набрызги. Они уже и не видели, собственно, что делали. Наша задача была - максимально их удалить, и вот, собственно до и после реставрации, реконструкции".

Восстанавливать позолоту, нанесённую в конце XIX века перед коронацией Николая Второго не стали. Но и более ранние слои, по разным причинам, решили не открывать. Комиссия, в которую вошли реставраторы и искусствоведы, сегодня согласилась с тем, что икона Спаса Смоленского готова, чтобы быть открытой.

Михаил Якушев, первый вице-президент фонда Андрея Первозванного: "Мурашки будут ощущатся всеми, кто будет смотреть. Но когда ты смотришь с расстояния метра-полутора, конечно, это потрясает!"

В отличие от Спасской башни, на Никольской работы реставраторам ещё много. Икона Николы Можайского была утрачена почти наполовину, и понадобится ещё, как минимум, месяц, чтобы вернуть всё, что было потеряно.

Пуля, которую реставраторы извлекли из-под слоя штукатурки, осталась после обстрела образа святителя Николы Можайского большевиками в 1917 году. Тогда же следы от пуль и осколков заделали, но большая часть штукатурки обвалилась. И одно то, что икона вообще сохранилась, заставляет реставраторов верить в её чудотворную силу.

Константин Муравьёв, художник-реставратор: "Чудо это или не чудо? Вообще, в те времена, если предположить, что это 1934 год, это чудо и было! Потому что насколько проще было бы сбить её, просто сбить и заштукатурить..."

Иконы, пережившие века, войны, пожары и варварское отношение, со временем ещё защитят специальными стёклами от снега, дождя и прямых солнечных лучей. А в ближайшее время фреску на Спасской башне Кремля откроют и освятят. И это будет столь долгожданное обретение святого образа.

БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ.. ПРИДЕТСЯ БЕГАТЬ ТЕПЕРЬ 60 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ С ОГНЕМ ЗАЖЖЕННЫМ ОТ ЗАЖИГАЛКИ.12 октября огонь будет в Смоленске?!

На Спасской башне располагается икона, на которой изображены Спаситель с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Икона написана в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея в 1521 году.

В 1521 году при ходатайстве преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского пред Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет-Гирея. О спасении Москвы от Махмет-Гирея так повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской.
В 1521 году Крымские, Ногайские и Казанские татары так быстро напали на Московские владения, что Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева.
Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала, как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут Святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие это имело вид крестного хода. В числе Святителей шли Свв. Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие Святители. Когда этот собор Святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел Преподобный Сергий, а с другой - Преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор Святителей (По древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали: "Зачем они идут вон из города и на кого оставляют его при нашествии врагов?" Святители со слезами отвечали: "Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу". Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа, вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы. Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана. "Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы". Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения (Сказание о Владимирской иконе Богоматери, издание 1849 года).

Икона святителя Николы Можайского на Никольской башне датирована концом XV - началом XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими было воспринято как чудо.

28 августа 2010 года Святейший Патриарх Кирилл освятил отреставрированную надвратную икону Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. По окончании молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

Спасская (Фроловская) башня — одна из 20 башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты

фото 2013 года

История

Башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки — элемент декора — при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещённым на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой. Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов. На образ Спаса Смоленского молились приговорённые к смерти преступники, которых казнили на Лобном месте (впрочем, современные историки утверждают, что на самом Лобном месте казни никогда не проводились). Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича перед коронацией торжественно проходили через них. Существует легенда, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, то порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.

Слева и справа от Спасских ворот всегда находились часовни. Слева стояла часовня Великого Совета Откровения (Смоленская), справа — Великого Совета Ангела (Спасская). Часовни построены каменными в 1802 году. В 1812 они были разрушены и восстановлены по новому проекту. В 1868 году, при реставрации Спасской башни по проекту архитектора П. А. Герасимова, часовни были разобраны и построены заново. 22 октября 1868 года новые шатровые одноглавые часовни были освящены. Обе часовни принадлежали Покровскому Собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Обе часовни были снесены в 1925 году.

Кремль 1883 года


Часовни у Спасских ворот 1883 год

Первоначальное наименование башни — Фроловская — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь не сохранилась до наших дней.

В 1658 году по царскому указу Алексея Михайловича Фроловские ворота были переименованы в Спасские в честь иконы Спаса Смоленского, написанной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. За ними это название унаследовала и вся башня.

Спас Смоленский

Первой русской иконой считается образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году и помещенный над Фроловскими воротами Кремля. В 1521 году в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея прямо на стене над Фроловскими воротами со стороны Красной площади была написана фреска, заменившая икону. Первое описание этого образа содержится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в. На надвратной фреске Спас Смоленский изображён Спаситель в полный рост с раскрытым Евангелием на словах «Рече Господь... Аз есьмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется» в левой руке, с припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. За огнем лампады следил причт храма Василия Блаженного. Сохранилось предание, что когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима. В 1895 году надвратную икону реставрировали, нанося новый слой.

Спас Нерукотворный

В середине XVII века по центральным районам Московского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва. Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане. Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 году. Икона так понравилась царю, что он велел оставить её в Москве, где она располагалась в Новоспасском монастыре. Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над Фроловскими воротами со стороны Кремля, через которые образ привезли в Москву. В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году.

С приходом к власти большевиков надвратный образ, как и сама икона Спаса Нерукотворного были утрачены. Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов). Список с чудотворного образа XIX века сохранился в Новоспасском монастыре, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала

До 11 мая 2010 года надвратный образ Спаса Смоленского считался утраченным, так как не существует никаких официальных документов о том, что произошло с ним в годы советской власти. В 2000 году по старым фотографиям были сделаны мозаичные иконы, которые патриарх Алексий II передал избранному президенту В. Путину для размещения их на кремлевских башнях, однако в достоверности изображений новых икон усомнились и дело отложили. Ещё оставалась надежда, что где то сохранились оригинальные образы. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон выступил фонд Андрея Первозванного. Ввиду того, что тогда точно не знали, что иконы написаны прямо на стенах, а не являлись отдельными элементами специалисты два года искали образ в запасниках Третьяковской галереи, Музея Рублева и других крупнейших музеев России. Всё, что видели москвичи и гости столицы до 2010 года — это заштукатуренный белый прямоугольник ниши иконы над Спасскими воротами. Наконец после долгих согласований в штукатурке были сделаны шурфы и образ Спаса Смоленского спустя 73 года вновь увидел свет.

Восстановление надвратной иконы

Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Вероятно, когда были сняты с башен двуглавые орлы, были и закрыты иконы, а в 1937 замурованы штукатуркой. Долгое время о надвратной иконе напоминал лишь белый прямоугольник, окаймленный рамкой. Образ над воротами считался утраченным (нет ни одного документа об этом), пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. Председатель фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин на пресс конференции объявил, что образ Спаса Смоленского будет восстановлен к августу.

В конце июня 2010 года начался первый этап по восстановлению древнего образа Спасителя. После 12 июня над Спасскими воротами были установлены реставрационные леса. Рабочие счистили штукатурку и демонтировали сетку, защищавшие икону Спаса Смоленского от внешней среды. Затем эксперты определяли состояние и как именно реставрировать надвратную икону Спасской башни. Так, как фреска повторно записывалась в 1895 году реставраторы в зависимости от состояния иконописного изображения решали, открывать ли более ранние слои.

К 5 июля 2010 года икона Спаса Смоленского была полностью открыта. По примерным оценкам реставраторов икона сохранилась на 80%. Были заметны следы от осколков, полученные при обстреле башни, и от штырей, державших сетку.

фото 28 августа 2010 года

24 августа 2010 года стало известно, что реставрация иконы Спаса Смоленского завершена. Позолоту, нанесенную в 1895 году было решено не восстанавливать, но и более ранние слои не открывать. Реставраторы точечно восстановили краски и утраченные фрагменты.

26 августа cо Спасских ворот сняли леса и надвратная икона Спасской башни снова предстала перед посетителями Красной площади. Реставрация иконы Спаса Смоленского заняла почти 2 месяца.
Освящение возвращенной святыни патриархом Кириллом произошло 28 августа 2010 года в праздник Успения Богородицы .


Мемориальные доски

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с надписью на латыни:

Цитата: IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)

С внутренней стороны стены надпись на русском языке, сохранившаяся со времён строительства:

Цитата: В ЛЕТО 6999 ИУЛИА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СДЕЛАНА БЫСТ СИА СТРЕЛНИЦА ПОВЕЛЕНИЕМЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГДРА И САМОДРЪЖЦА ВСЕЯ РУСИИ. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ЮГОРСКОГО И ВЯТСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА

Поделиться