Потешки пословицы поговорки небылицы скороговорки. Поэзия пестования. Об умении и трудолюбии

Что такое ПОТЕШКИ, ПРИГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

ПОТЕ́ШКИ - короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания. Назначение потешек - позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Наиболее популярные сюжеты.: " Ладушки " (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключит. словах ручки разводят и кладут на голову: " Полетели, на головку сели !"); " Сорока " (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); " Идет коза рогатая " (жесты взрослого изображают встречу с козой). Потешки - замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.

аба сеяла горох -
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок -
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стали русского плясать,
А потом вприсядку!

Этой корзине
Есть много цветов.
Набрали мы их
Из разных садов.
Роза, фиалка
Алее здесь есть
Надо для внучки
Веночек сплесть.
Манюшка, Манюшка,
Как вы хороши.
Любит тебя бабушка
Ото всей души.

о саду ли, в огороде
Там бежит собачка.
Ножки тонки,
Бока звонки,
А хвост закорючкой,
Зовут ее Жучкой.

- уси, гуси: - Га-га-га.
- Есть хотите? - Да, да, да.
- Хлеба с маслом? - Нет, нет, нет.
- А чего? - Конфет, конфет!
- Ну, летите, как хотите!
- Только крылья берегите!
- Серый волк под горой
- Зубы точит, съесть нас хочет!

рынди-брынди, балалайка,
Под столом сидит бабайка,
А бабай сидит на печке,
У него в ушах колечки.

ак у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят;
Два учиться хотят;
Два Степана у сметаны
Объедаются;
Две Дашки у кашки
Питаются;
Две Ульки в люльке
Качаются;
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.

- исонька-мурысонька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
-Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!

Приговорки - обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название "приворожилки".

Божия коровка

Лети на небко

Там твои детки

Кушают конфетки

Всем по одной

А тебе ни одной

Принеси мне хлеба

Черного и белого

Только не горелого

Бабочка коробочка

Полети на облачко

Там твои детки

На березовой ветке

Улитка добра

выпусти рога

Дам тебе пирога

И кувшин молока.

Мышка, мышка

Возьми гнилой зуб

И дай мне хороший.

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

Загадка , жанр устного народного творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность .

Сидит девица в темнице

А коса на улице.

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?

Заклички - это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.

Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвети:
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На речку, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород
И на весь народ.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.

Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам у в одонушки
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
«Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тепло летечко!»

Небылица - это выдумка, вымысел; то, чего не бывает в жизни. Будит фантазию, воображение.

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит качан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет.

Пословицы и поговорки - меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы...

Итак, пословица - это целое предложение,

а поговорка - лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок .

Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех – сделаешь насмех”; “Землю красит солнце, а человека-труд”. Часто эти части рифмуются. “Без пословицы речь не молвится”, – говорили на Руси. Поговорка: легок на помине, как с гуся вода, семь пятниц на неделе


Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором - потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.
Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости.
Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах - в дразнилках.
Конечно, назойливое преследование с помощью дразнилок взрослого или маленького, привычка всех и вся передразнивать всегда встречала сопротивление («Дразнило - собачье рыло»). Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер - показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы.
Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поседении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра в жизнь ребенка утрачивает вкус, справедливость.
Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.


Из детского фольклора

Обманули простака -
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.

Плакса, вакса,
Гуталин,
Проглотил
Горелый блин.

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост обвалится,
То собака свалится.

Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка!

Федорóк с вершок,
Голова с горшок,
Шапка колышком,
Ножки бревнышком.

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.

Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.

Борис-барбарис
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Едет Ваня на быке,
Балалаечка в руке,
Балалаечка упала,
Быку ноженьку сломала.

Вова, Вовка-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
- Это, бабушка, не я!
Это - кошечка твоя.

Алёша-белёша
Стóит три гроша:
Шейка - копейка,
Алтын - голова,
По две денежки нога -
Вот и вся ему цена.

Прокоп-укроп,
Медный лоб,
Сам с аршин,
Голова с кувшин.

Ванька-встанька карапуз,
Надевай большой картуз.
Каравай съешь хлеба,
Вырастешь до неба!

Володя-Володей -
Полна шапка сухарей.
Сухари горячие,
Три копейки сдачи.

Лешка-лепешка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком.

Ленчик-пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил кринку молока,
Еще клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов.

Наша Паша тоненька,
Как ярова соломинка.
А в лапотки обуется -
Как пузырь надуется.

Николай-басурай,
Полезай на сарай,
Там комарика дерут,
Тебе лапку дадут.

Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.

Федот худ,
Голова с пуд,
Нос крючком,
Хохол клочком.

Дуня-пышка
На улицу вышла,
На кочку села,
Комарика съела.

Сережа оглянулся,
Пузыриком надулся,
А пузырик-то в лесок,
Скачет, скачет по грибок.

Федя-медя требуха,
Съел корову, и быка,
И пятнадцать поросят, -
Только хвостики висят.

Казачок, казачок,
Оловяны пряжки,
Лычаны* подвязки.
Казачок, казачок,
Лубяные глазки -
Сотовы памазки.
_________
* Из лыка.

Миронушка-Мирон,
Полна пазуха ворон.
Голова - копейка,
Соломенная шейка,
Нос крючком,
Волоса клочком.
Мирон ворона купил,
Три копейки заплатил.

Степанушка-Степан,
Наизнанку кафтан,
Шапка новая с пером,
Рукавички с серебром.
Ходит он, семенит,
Колокольчиком звенит.

Вор-воришко
Украл топоришко.
Полез в окошко,
Упал в лукошко.

Птичьи дразнилки

Ворон, ворон,
Хвост обломан,
Хвост обломан,
Нос окован.

Скок, сорока,
Скок, сорока.
Слепá с ока,
Крива с бока.

Дрозд, дрозд,
Прост, прост,
Кованый нос,
Железный хвост.

Вьюр-вьюрок,
Кривлён носок,
Кривлён носок,
Ощипан бок.

Чили, Чили,
Воробей!
Клюй, клюй -
Конопель!

Из зарубежного фольклора

ХРАБРЕЦЫ
Наши-то портные
Храбрые были:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку -
Испугалися,
Разбежалися!

Вот они какие,
Храбрые портные!

БАРАБЕК
(как нужно дразнить обжору)

Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек.
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»

ТОМ, СЫН ТРУБАЧА
Том, Том, сын трубача,
Украл свинью и дал стрекоча.

Украл он свинью и за это побит.
И вот он в слезах по дороге бежит.

О СОНЕ - ДЖОННИ
Ну и соня - сын мой Джон.
Спать в штанах улегся он.
Башмачок он сбросил прочь,
А в другом проспал всю ночь.

Дразнилка про людей с Кейп-кода
Люди тресковые - все бестолковые,
Волосы чешут хребтиной тресковою
И для катания вместо коньков
Пару тресковых берут плавников.

_______________
ИСТОЧНИКИ:
Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992.






Пословица – краткое, имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ обобщил свой социально- исторический опыт. Пословица = краткость, ритмичность, народная мудрость Поговорка – широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. (лишена прямого поучительного смысла – иносказание, лишена характера законченности)






Загадка = краткость, конкретность, иносказательное описание предмета, ритмичность, рифмованность, форма вопроса 1. Метафора Меж двух светил Я в середине один. 2. Олицетворение Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. 3. Звукоподражание Зубастый зверек Грызет с визгом дубок.


4. Прямое сравнение Пять ларчиков – пять чуланчиков. 5. Отрицательное сравнение Черен, да не ворон, Рогат, да не бык. 6. Образное описание предмета по внешним признакам Красненькая, кругленькая, листочки продолговатые. 7. Прямой вопрос Кто бежит без проводов?


Небылицы Ехала телега мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выхватил телегу конь из-под кнута И давай дубасить ею ворота. Крыши испугались, сели на ворон, Люди разбежались к ним со всех сторон. Едки трои не постучишь, на тошне заживотит и на ворчали забрюшит.


III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
Дети легко поймут, что малые жанры фольклора - это небольшие по размеру фольклорные произведения.
В некоторых работах употребляется термин детский фольклор . Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
^ Колыбельная песня - песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом - в поле, в лесу, в доме 3 :

Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:

В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема - это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

- Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
- Вспомните колыбельные про котика-кота.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм .
- Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

*

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода - книзу,
А дитя - кверху.


Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

*

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.


Потешка - песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них - «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.

Прибаутка - стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки - это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Закличка - короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка - коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам - улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Считалка - короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ

^ ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ

Скороговорка - это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Загадка - выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки - значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки - значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши , например:

Дети знают достаточно считалок, скороговорок и загадок и расскажут их на уроке. Скороговорки особенно важны сейчас, в начале учебного года, когда артикуляция у детей недостаточно четкая. Целесообразно будет в течение некоторого времени каждый урок начинать с записывания и разучивания новой скороговорки. Такая работа существенно улучшает технику чтения у учащихся, развивает память и чувство юмора, учит правильно интонировать, используя возможности своего голоса.

^ Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества - это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками ). В играх дети использовали веселые считалки.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

^ Домашнее задание
Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника) .
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)

^ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

8 ЧАСОВ

Урок 3
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки

^ II. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок
Чтение статьи учебника (с. 8-10) и коллективное составление плана этой статьи.
- Что такое сказка?
Определение сказки выпишем в тетрадь.
^ Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

III. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Слово учителя, эвристическая беседа
- Давайте сейчас перенесемся лет на сто - сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова.
Сказители знали на память множество былин, называемых старúнами , исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных - и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым.
На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье - очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя.
- Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак.
Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало.
- Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель?
Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую.
- Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков - какою сказкой?
Дети догадаются: сказкой о животных - о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе.
- Какая будет интонация на этот раз?
Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная.
- Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу - изба, в избе - печь-каменка, которая топится по-черному, в середине - стол, вдоль стен - лавки, под потолком - полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать?
Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.
Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 10 ), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).
Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».
Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11-12 учебника) : «Морозко», «Петушок - золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».
Учитель может обратиться к читательскому опыту учеников и спросить:
- Иллюстрации каких художников к русским сказкам вам особенно нравятся?
Так как пятиклассники редко обращают внимание на фамилии иллюстраторов, попросим их прочитать фамилии художников, чьи иллюстрации помещены в учебнике. Хорошо было бы принести на урок несколько иллюстрированных сборников русских сказок. Как правило, больше всего детям нравятся иллюстрации Ивана Билибина. Дети говорят, что этот художник лучше всего передает таинственность и древность русской народной сказки.

^ Домашнее задание
Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8-10) .

Индивидуальное задание (опережающее)
Предложим двум-трем ученикам к уроку 7 подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором Приложение ).

Урок 4
«Царевна-лягушка»

^ I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания
Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.
Слушаем пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке.
- Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.

II. «Царевна-лягушка»
- Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку?
Ученики назовут особую выразительность, напевность, таинственность.
Учитель читает сказку «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова (с. 13-25) . Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут.
Потом сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации. Это не так легко, как кажется на первый взгляд. Выросло уже целое поколение детей, для которых персонажи американских мультфильмов роднее, чем герои русских сказок. Во многих семьях детям не читают вслух, не рассказывают сказок и потешек. Если когда-то дети впитывали сказочные интонации с молоком матери, то сейчас многие даже не представляют себе, что это такое. Начальная школа часто не может исправить это положение дел. Мы просим учителя обращать внимание главным образом не на технику чтения детей, а на воспроизведение сказочных интонаций. Предупредим детей, что дома сказку надо будет обязательно читать вслух.

^ Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка» (можно с того момента, на котором остановились на уроке, до конца).
Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26) .

Урок 5
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования

^ I. Артикуляционная разминка
Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки - с произнесения скороговорки.

^ II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
Беседа
- Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу (с. 12-13) .
- Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника, с. 26 .)
Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
- Как царь предложил своим детям искать себе невест?
После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
- Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
- Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15) . Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
- Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
- Как утешала Ивана-царевича лягушка?
- Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
- Что особенного в этом описании?
Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.
Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к представлению о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его.
- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
- Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

- Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» - до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно» (с. 18-20 учебника) .

^
- Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника) .
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
- Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

^ III. Самостоятельная работа
- Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1-2 примера в столбик, как стихотворение.
Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
Примеры
Отрывок о клубочке можно записать так:

Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:

^ Домашнее задание
Подготовить ответы на 5-6-й вопросы учебника (с. 26) .

Урок 6
Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки

^ I. Артикуляционная разминка
Записываем на доске и в тетради новую скороговорку, добиваемся четкости, хорошей артикуляции при ее произнесении.

II. Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - ^ Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом
Беседа
- За что разгневался Кощей на Василису Премудрую и приказал ей три года лягушкой быть?
- Как снарядился Иван-царевич на поиски жены? Что он взял с собою, что надел?
- Кто помогал Ивану-царевичу?
- Рассмотрим иллюстрации И. Билибина в учебнике (с. 22, 23) . Какие встречи изобразил художник?
- Старый старичок, его клубочек и животные - это волшебные помощники. В каких сказках вы еще встречали волшебных помощников? Какие они бывают?

^ Выразительное чтение
Предложим ученикам прочитать по ролям рассказ о трудном пути Ивана-царевича (от слов: «Катится клубочек по высоким горам...» - до конца сказки, с. 21-25 ). Распределим роли. Скажем, что кому-то достанется прочитать всего одну-две фразы, но их надо суметь прочитать так, чтобы они не выпали из общего ритма сказки. Мы тренируем умение следить за чтением товарищей и вовремя вступить, поддержав ритм и интонацию предыдущего чтеца.
Затем продолжим беседу.
- Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича?
Возможен такой ответ: царевич проявил нетерпение и раньше времени, без разрешения своей жены, спалил лягушачью кожу, потому что ему было очень досадно слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться, износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и понимать их.
- Чему научила Ивана-царевича встреча с Бабой-ягой? Как удалось ему победить Кощея Бессмертного?
- Как народ в сказках выражает свои сокровенные желания? Почему в сказках добро торжествует над злом?

^ Литература и изобразительное искусство
- Рассмотрите рисунок к сказке палехского художника А. Куркина (нахзац учебника). Нравится ли он вам? В чем особенность этого рисунка? Какие сцены изображены на нем?
Палехский промысел возник в старину, когда в стране было много церквей, народ верил в Бога и в каждом доме обязательно были иконы.
Жители Палеха занимались иконописью и фресковой живописью, они выработали самобытный стиль и прославили свой городок на всю страну. После Октябрьской революции 1917 г. правительство большевиков активно вмешалось в религиозную жизнь, были разрушены многие церкви, насаждался атеизм, т. е. неверие в Бога. Тогда художники Палеха, желая сохранить творческие достижения своих отцов и дедов, организовали артель по производству лаковой миниатюры, которая завоевала своей красотой и оригинальностью любовь во всем мире. Изделия из папье-маше они стали покрывать черным фоном, на нем тончайшими кистями рисовать картины яркими, чистыми, солнечными красками, сохраняя и творчески переосмысливая традиции русской иконописи. На смену религиозным сюжетам пришли сюжеты из народной жизни, из произведений фольклора и русской литературы.
На рисунке палехского художника А. Куркина мы видим изображение сцены пира, когда Василиса Премудрая пляшет с Иваном-царевичем. Композиция снизу ограничена изображением плывущих по волнам прекрасных лебедей, справа и слева - разноцветными вереями (столбиками), к которым прислонились сидящие на стульях братья Ивана-царевича. Сверху мы видим синие узорчатые маковки терема, украшенные кокошниками, в этом тереме проходит пир. Над маковками поднимаются кроны деревьев; это деревья условные: глядя на них, мы не можем сказать, что это за растения, но живописец этого и не добивается. Ему важно подчеркнуть сказочность изображения.
На русских иконах часто бывает, что в центре изображен святой, а по сторонам, сверху и снизу мы видим житие , т. е. мелко написанные сцены из жития святого, показывающие главные этапы его пути к Богу на земле.
В миниатюре «Царевна-лягушка» вверху, над маковками, мы видим три сцены из сказки: Иван-царевич возле избушки на курьих ножках - слева; на белом коне с мечом - справа; в центре - Иван-царевич с Василисой Премудрой возвращаются домой на ковре-самолете.
Композиция миниатюры исключительно выразительна. На ней мы видим восемнадцать человеческих фигур, каждая из которых тщательно выписана. Наиболее крупно изображены Иван-царевич и Василиса Премудрая: взявшись за руки, они торжествуют и радостно пляшут. В позах сидящих братьев видны удивление и восхищение чудесным танцем. Справа и слева от танцующей пары - склонившие головы жены братьев, которые завидуют Василисе Премудрой. Слева три более мелких фигуры - музыканты с балалайкой, рожком и гуслями. Справа - сцена на пиру. В середине, за столом, на котором стоят блюда и кубки, на троне сидит царь, его охраняют два стражника в ярко-синих кафтанах. Царь, приподнявшись из-за стола, изумленно глядит на танец.
Главная особенность всех изображенных фигур в том, что они не существуют сами по себе, а подчинены одной идее - танцу, они все словно бы притягиваются к главным фигурам - Ивану-царевичу и Василисе Премудрой.
Навсегда запоминается колорит палехских миниатюр. Такие же чистые цвета использовал в своих фресках великий живописец XV века Дионисий, расписывая русские храмы. На черном фоне краски выглядят ярче, они словно светятся и дарят зрителям тепло и радость.

^ III. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки
Практическая работа
- При чтении сказки мы замечали, что некоторые явления и события повторяются три раза. Число три в древности считали волшебным, магическим числом, поэтому в сказках часто бывает три брата, события повторяются трижды и т. д.
- Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Царевна-лягушка»?
Ученики с удовольствием назовут повторения.
- Вы уже заметили, что сказочное повествование - особенное. Мы c вами видели ритмичность сказки. Еще одна особенность сказочной речи - это повторы (не путать с повторениями!): если мы читаем жили , значит, следующее слово будет были ; если в сказке есть путь , то это обязательно путь-дорожка . Давайте поищем в сказке примеры таких повторов.
Повторы: жил-был; лягушка-квакушка; подумал-подумал; царство-государство; костями-огрызками (осыпали); искала, искала; хитрей-мудрей; шел-шел; лежит-издыхает; щука-рыба; найти-разыскать.
Выясним, знаком ли ученикам по начальной школе термин эпитет . Если нет, скажем, что эпитет - это художественное определение предмета . Для нас актуально будет определение постоянного эпитета (с. 12 учебника) . Прочитаем его и предложим вспомнить:
- Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках?
Ученики назовут несколько наиболее частотных постоянных эпитетов: серый волк, чистое поле, дремучий лес .
- Найдите и назовите (выпишите) постоянные эпитеты из сказки «Царевна-лягушка».
^ Постоянные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, звери рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди, высокие горы, дремучие леса, темные леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец, красное солнце.
Формулы волшебных сказок. В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем устную речь», с. 27 ). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой. Давайте поищем с вами такие выражения. Это будет наше домашнее задание.
^ Домашнее задание
Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка».
Индивидуальное задание
В зависимости от уровня литературного развития класса дадим двум-трем ученикам задание прочитать другой вариант сказки «Царевна-лягушка», например в обработке А. Н. Толстого 4 (см. Приложение), и сравнить его с текстом сказки в пересказе М. А. Булатова, данным в учебнике-хрестоматии.

Урок 7
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

Урок развития речи

^ I. Изобразительный характер формул волшебной сказки
Проверка домашнего задания
Слушаем чтение выписанных учениками формул волшебной сказки, обсуждаем значение некоторых из них, например: «Дело пытаешь или от дела лытаешь ?» (однокоренное слово отлынивать ). Пытаясь определить, формула ли волшебной сказки перед ними, дети будут руководствоваться не знанием большого количества сказок и их сравнительным анализом, а языковой интуицией; к ней мы и будем апеллировать.
Воротился... невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
Как мне не печалиться?
Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее.
...ни в сказке сказать, ни пером описать!
...кликать мамушек, нянюшек и красных девушек...
...ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!
...за столы дубовые, за скатерти узорчатые.
...ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли - скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
- Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.
Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
- Избушка-избушка, стань no-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.
...на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-яга - костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок врос.
Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила...
...умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.

«Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы».

(Внеклассное мероприятие для 2 класса)

Цель:

Продолжение знакомства детей с малыми жанрами фольклора.

Задачи:

Научить произносить скороговорки,

Формировать умение различать малые жанры фольклора,

Развивать внимание, логическое мышление, память.

Оборудование:

Карточки с потешками, колыбельными, скороговорками.

Ход мероприятия.

Организационный момент.

Дети слушают народные песни.

Ы Ы Р

Р Р Т О

Б Б У Б

О О Д

Д Б И В

Прочитайте эти слова снизу вверх. (Добры бобры идут в боры).

Как называется такое предложение?

НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

Догадались что это такое? Ну конечно же, это скороговорки.

Какие скороговорки вы знаете?

Для чего нужны скороговорки- Когда вы играете в салочки, как вы определите, кто водит?

Какие считалки вы знаете?

На доске стихотворение:

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из – под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

Аза ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах

На пожар спешат.

Дети смеются, наслаждаются народным текстом.

Такие стихи называются небылицей.

Распутайте путаницу. Какое настроение теперь у стихотворения? (Никакое).

Что пропало? (Смех, юмор, весёлое настроение).

Небылица придумана для веселья, смеха. Давайте прочитаем небылицы.

Карточки раздаются по одной на парту. Дети читают свои карточки.

1. От топота копыт

Пыль по полю летит.

2. Рыбу ловил рыболов,

В реку ушёл весь улов.

3. Ехали мы, ехали

В город за орехами.

4. Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

5. По кочкам, по кочкам,

Да в ямку бух!

Раздавили сорок мух!

6. Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.

7. Дождик, дождик посильней,

Чтобы было веселей.

Мои гуси дома,

Не боятся грома.

8. Конь ретивый, долгогривый

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

С какими жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились?

Что больше всего понравилось и запомнилось?

Сочините свою небылицу.

Поделиться