Транспорт кровеносная система страны. Транспорт. Транспорт - «кровеносная система экономики. Магистраль едет к автономии


















Как совершенствуется транспорт сегодня?


Как измерить работу транспорта? ГРУЗООБОРОТ экономический показатель работы транспорта, измеряемый в тонно- километрах (т-км), и представляет собой произведение количества груза (т) на расстояние перевозки (км). На пассажирском транспорте применяются соответствующие показатели ПАССАЖИРООБОРОТ, измеряемый в первом случаев пассажиро-километрах (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки), во втором в числе пассажиров за какой-либо период.




















Оцениваем работу транспорта, подводим итоги скорость грузоподъемность (единичная) грузооборот пассажирооборот зависимость от погоды и сезонность min min max max км/ч реч. и мор. авиа. тавто.мор. т/км труб. пасс/км авто. зависит от погоды труб. реч. и мор.


Выполните задания по группам: Большую массу груза (50 т цитрусовых из Абхазии) необходимо быстро и с минимальными потерями довезти до Москвы. При этом стоимость груза не должна сильно увеличиться. Какой вид транспорта вы выбираете (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)? Дайте обоснование своего выбора. Пассажиры (семья из 4 человек – 2 взрослых и 2 детей) собираются из Москвы в Петербург. Какой наиболее удобный вид транспорта вы выберете – воздушный или железнодорожный, потому что своего автомобиля у них нет. Объясните свой выбор.


Итоги Транспорт. Углубление научно-технического прогресса внесло свои коррективы и в разделение труда между различными видами транспорта. Суть основных внутриотраслевых и территориальных изменений на транспорте в конце XX в. можно свести к следующему: 1) произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых шоссейных дорог (в том числе в слаборазвитых странах), нефте- и газопроводов, железнодорожных магистралей; 2) еще более упрочилось первое место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте, главным образом за счет «автомобилизации» стран «новой индустриализации», Китая, Индии, стран СНГ и др.; 3) повышенной динамикой отличалось развитие трубопроводного транспорта, особенно в нефтегазодобывающих странах Ближнего Востока, Западной Европы, России и странах СНГ (отчасти это обстоятельство не дает оснований говорить о продолжающемся упрочении позиций морского транспорта в мировом грузообороте). Общая длина трубопроводов в мире уже превысила 1,5 млн. км, причем лидируют здесь США, а последующие места занимают Россия и Канада); 4) возросла роль в мировом грузообороте таких стран, как Китай, Индия, «новые индустриальные» страны.








Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта является ведущим среди универсальных видов транспорта в России(более 40% грузов и 1\3 всех пассажиров.)Это обусловлено тем,что для осуществления перевозок по территории России в широтном направлении практически нельзя использовать морской и речной транспорт. Протяженность дорог в России 86 тысяч км. У железнодорожного транспорта есть много достоинств:высокая грузоподъемность,низкая себестоимость перевозок, перевозка грузов на большие расстояния,всепогодность.В Липецкой области это важнейший транспорт, Его первые линии пролегли по липецкой земле в конце 60-х.годов. Область занимает одно из первых мест в Центрально-черноземном экономическом районе. Днем и ночью в область идут составы с железной рудой, углем, нефтью, лесом, машинами и промышленными изделиями. А из области по железным дорогам вывозится чугун, сталь, прокат, трубы и т. д. Объем железнодорожных перевозок с каждым годом растет. ©LunkinaMI


Вывод: Проблемами ж/д транспорта является: нехватка подвижного состава (в бывшем СССР вагоны для электропоездов производились в Риге, электровозы в Тбилиси и т.д.) В настоящее время организуется их производство на заводах России.Этот транспорт зависит от рельефа. ©LunkinaMI


Этот вид транспорта является самым дорогим по себестоимости перевозок. Его преимущества в скорости перевозок,большой маневренности и доставке груза непосредственно потребителю «от ворот до ворот»Но грузооборот составляет всего 0,6% всего российского грузооборота. Среднее расстояние перевозок 40 км.Для автотранспорта Липецкой области проложены дороги с твердым покрытием.По ним тысячи легковых и грузовых автомашин,пикапов и фургонов, автобусов перевозят различные грузы и пассажиров.Объем этих перевозок значителен.Автомобильный транспорт оказывает сильное загрязнение атмосферы выбросами выхлопных газов. Каждый автомобиль на 1000 литров топлива выбрасывает 200 кг. Окиси углерода, 20 кг. Окиси азота,25 кг. Углеводородов,1 кг. Сажи. Выхлопные газы карбюраторных двигателей содержат тяжелые металлы(свинец).




Авиационный транспорт. Авиационный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.На самолетах и вертолетах можно доставить груз в любую точку страны. Воздушным транспортом перевозят грузы в труднодоступные районы, скоропортящиеся и срочные грузы. Авиация специализируется на перевозке пассажиров на большие расстояния. В России действуют 800 аэропортов,50 из них международные. Авиационный транспорт оказывает сильное загрязняющее воздействие на атмосферу. За один час полета самолет сжигает 15 тонн топлива,на сгорание которого расходуется 625 тонн воздуха, при этом выбросы продуктов горения составляют 66 тонн. В районе аэропорта жители страдают от шумового загрязнения.Это самый молодой вид транспорта.В Липецкой области протяженность воздушных линий – невелика,но самолеты гражданской авиации перевозят пассажиров и тысячи тонн грузов и почты. ©LunkinaMI




Трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт- по грузообороту вышел на первое место.Прокладка трубопровода дешевле, чем строительство железной дороги. Транспортировка нефти по трубам обходится в 2-3 раза дешевле, чем железнодорожным транспортом. По трубам насосные станции перекачивают нефть,газ, керосин, бензин,т.е. жидкие и газообразные продукты. В России по нефтепроводам переправляется 95% нефти, и по газопроводам -почти весь газ. Работа трубопроводов контролируется автоматами, которые обслуживает небольшое количество людей.Этот транспорт не имеет выбросов в атмосферу. Не загрязняет природу. Но 50% трубопроводов имеют высокую степень износа.Ежегодно в стране происходит около 700 взрывов трубопроводов.В результате разлива нефти происходит очень сильное загрязнение природы,а при утечке газа из газопровода возможны взрывы,пожары, гибель людей. В Липецкой области по газопроводам поставляется газ во все районы области.Газифицированы практически все села.Проходят «нити» нефтепроводов. ©LunkinaMI




Гужевой транспорт. Этот вид транспорта наиболее распространен в районах с неблагоприятными условиями климата например: в районах крайнего Севера России- используются собачьи упряжки, оленей как средство перемещения.В Центральной части страны этот вид транспорта устарел.Экологически чист. ©LunkinaMI


Морской транспорт. Морской транспорт обслуживает внешнюю торговлю.А «каботажное» плавание -,его доля в перевозках невелика.Этот транспорт дешевый, так как морские суда имеют большую грузоподъемность,прямые бесплатные морские пути.По числу торговых судов» около 5000»флот России входит в первую пятерку стран мира.Но суда(более 60%)имеют возраст эксплуатации более 15 лет и не могут заходить в иностранные порты.С распадом СССР наша страна потеряла много портов,самыми крупными сегодня являются следующие порты: Санкт- Петербург, Новороссийск, Мурманск, Архангельск, Владивосток. Этот транспорт зависит от погодных условий(штормы, большая часть морей России замерзает) Влияет на состояние вод Мирового океана, в результате перевозок нефтепродуктов происходит загрязнение воды,что в свою очередь приводит к гибели органического мира океана. ©LunkinaMI




Речной транспорт. Это дешевый вид транспорта, обеспечивающий в основном внутренние перевозки.Россия богата судоходными реками,которые дают возможность транспортировать грузы, не требующие быстрой доставки:лес,нефть,хлеб,строительные материалы.Речной транспорт по-прежнему является важным и для индустрии туризма, на реках организуются круизные маршруты.Реки выполняют соединительную роль – соединяют моря (северные) с железными дорогами и при помощи каналов соединяются между собой.Крупными реками Липецкой области являются: Дон, Воронеж, Быстрая Сосна. ©LunkinaMI
20 Электронный транспорт. Этот вид транспорта является самым современным и удобным для человека. Он дает возможность за короткий промежуток времени и на огромное расстояние передать информацию Он состоит из телефонной связи,(сотовой связи), телеграфной, космической связи, электронной почты,телекоммуникационной связи- Интернет.Транспорт перспективный. ©LunkinaMI
Резюме. Транспорт является одним из главных источников загрязнения окружающей среды. На его долю приходится 60-70% химического и 90% шумового загрязнения,отрицательно влияющих на здоровье человека. Самым сильным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Транспорт является одним из главных источников загрязнения окружающей среды. На его долю приходится 60-70% химического и 90% шумового загрязнения,отрицательно влияющих на здоровье человека. Самым сильным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Основными путями решения проблемы загрязнения окружающей среды являются поиск способов снижения токсичности выхлопных газов, усовершенствование старых и создание новых двигателей(электромобилей),создание систем контроля за выбросами выхлопных газов. Основными путями решения проблемы загрязнения окружающей среды являются поиск способов снижения токсичности выхлопных газов, усовершенствование старых и создание новых двигателей(электромобилей),создание систем контроля за выбросами выхлопных газов. ©LunkinaMI


Литература. А.И.Алексеев, В.В. Николина. «Население и хозяйство России.» А.И.Алексеев, В.В. Николина. «Население и хозяйство России.» Большой справочник для школьников и поступающих в вузы «География» Большой справочник для школьников и поступающих в вузы «География» Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Экология» Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Экология» ©LunkinaMI


2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.

Транспорт - это кровеносная система в сложном организме мирового хозяйства. Он является основой географического разделения труда и помогает преодолевать территориальный разрыв между производством и потребителем товаров и услуг, способствует общению людей.

Все пути сообщения, транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, масштабы которой очень велики.

^ К сведению: на мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира (без морских трасс) превышает 35 млн. км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров.

Научно-техническая революция коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность и пропускная способность путей, увеличился подвижной состав.

Транспорт экономически развитых стран отличается, как правило, высоким техническим уровнем. На эти страны приходится 75-80 % общей длины транспортной сети, мирового грузо- и пассажирооборота. Здесь также велика густота дорог.

В развивающихся странах транспорт, в большинстве случаев, - отстающая отрасль.

Виды транспорта и их особенности:

I. Сухопутные:

1) железнодорожный: его роль в последнее время несколько снизилась, но остаётся важной в перевозке массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов.

По длине железных дорог лидируют: США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина и т.д. По густоте железных дорог лидируют страны Европы.

2) автомобильный лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значение в междугородних и международных перевозках.

По длине лидируют: США, Россия, Индия. По плотности автомобильной сети - страны Западной Европы и Япония.

3) трубопроводный: получил развитие в связи с добычей нефти и газа. Наиболее длинные трубопроводы в России, Канаде и США.

II. Водные:

4) морской: обеспечивает почти 80 % перевозок между странами.

Морские суда транспортируют, главным образом, массовые грузы - наливные (нефть, нефтепродукты), насыпные и навалочные (уголь, руда, зерно).

Наибольший тоннаж (вместимость) морского торгового флота у Либерии, Панамы, Японии, Греции, США, Кипра, Китая, России. Причём, наличие большого морского флота у некоторых развивающихся стран объясняется тем, что под флагами этих государств, на самом деле, плавают суда крупных держав.

Крупнейшие морские порты: Роттердам (Нидерланды), Нью-Орлеан (США), Марсель (Франция), Гамбург (ФРГ) и др.

По размерам перевозок лидирует Атлантический океан.

5) речной и озёрный: обслуживают, преимущественно, внутренние потребности стран, но осуществляют и международные перевозки.

Крупными водными артериями являются: Рейн, Дунай, Одер, Эльба, Миссисипи, Великие озёра и т.д.

Крупные каналы: Береговой (США), Беломоро-Балтийский и Волго-Донской (Россия) и т.д.

III. Воздушный: очень молодой и динамичный; занимает I место в межконтинентальных перевозках.

Крупнейшие воздушные державы: США, Россия, Япония, Франция, Великобритания и др.

Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природных условий. Природные препятствия (водные пространства, горы и др.) перестали быть непреодолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, прокладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути.

Вместе с тем растёт и отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду. Главный загрязнитель атмосферы - автомобильный (2/3 всех выбросов в воздух), воздушный - загрязняет шлейфами тысяч самолётов, железнодорожный - твёрдыми частицами. Кроме того, транспорт - источник шума, загрязнитель вод (нефтью и нефтепродуктами).

Многие страны принимают меры для снижения негативного воздействия транспортных средств на природу путём разработок новейших технологий, использования экологически чистых видов топлива (электричество - в электромобилях) и т.д.
^ 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя)

Прирост населения любой страны мира состоит из:

1) естественного прироста жителей, что представляет собой - разницу между количеством родившихся и умерших людей;

2) механического прироста населения (миграции).

Определим и сравним показатели прироста населения во Франции и Саудовской Аравии.

Начнём с Франции:

1) естественный прирост:

Рождаемость - менее 15 человек на 1000 жителей - низкая из-за следующих факторов:

а) позднего возраста вступления в брак;

б) вовлечения женщин в производство;

в) отношения к разводам, абортам;

г) представления о нормальном количестве детей;

д) увеличения числа пожилых людей и т.д.

Смертность - 10-15 человек на 1000 жителей - низкая, благодаря следующему:

а) хорошему медицинскому обслуживанию;

б) увеличению продолжительности жизни стариков;

в) стабильной экономической ситуации в стране;

2) миграции: сюда наблюдается поток переселенцев из стран Восточной Европы, СНГ, Испании, Алжира на заработки, вследствие нестабильной ситуации в своих государствах.

Теперь проследим те же показатели в Саудовской Аравии:

1) естественный прирост:

Рождаемость - 40-50 человек на 1000 жителей - высокая в результате:

а) национальных и религиозных традиций;

б) слабого вовлечения женщин в производство и т.д.

Смертность - 5-10 человек на 1000 жителей - средняя и постоянно снижается из-за:

а) улучшения медицинского обслуживания;

б) повышения благосостояния людей и т.п.

2) миграции: сюда наблюдается поток в основном временных переселенцев из стран ближнего зарубежья (Сирии, Египта и т.д.) для работы на добыче нефти.

В конечном итоге, можно сделать следующие выводы: сходство показателей прироста населения во Франции и Саудовской Аравии заключается в близких величинах смертности (низкая и средняя) и потоке внешних мигрантов в обоих странах; главное различие - в рождаемости (низкая и высокая), что является следствием разных национальных и религиозных традиций (в основном).

3-ий вопрос в билете легче всего рассматривать на сравнении стран Западной Европы, США и государств Азии, Африки по плану приведённого выше примера ответа.
Билет № 6


  1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.

  2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).

  3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).

^ 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования.

Минеральные ресурсы - это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, материалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства.

Масштабы использования минеральных ресурсов колоссально выросли в последние десятилетия (3/4 добытых в XX веке полезных ископаемых добыто после 1960 года).

Ежегодно из недр Земли извлекается более 100 млрд. тонн минерального сырья и топлива.

^ К сведению: в средние века люди извлекали из земной коры лишь 18 химических элементов и их соединений, в XVII веке - 25, в XVIII в. - 29, в XIX в. - 47, в начале XX века - 54, во второй половине - более 80 элементов.

Как же размещены различные виды минеральных ресурсов? Отчего это зависит?

1) Топливные ресурсы: имеют осадочное происхождение, приурочены главным образом к окраинам и прогибам древних платформ:

а) угольные бассейны и страны-лидеры по их запасам: Ленский и Канско-Ачинский бассейны (Россия), Аппалачский (США), Рурский бассейн (Германия) и т.д.

^ К сведению: на Земном шаре известно более 3.6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, которые в совокупности занимают 15 % территории земной суши.

б) нефтегазоносные бассейны и страны-лидеры по их запасам: Западно-Сибирский и Волго-Уральский бассейны (Россия), Техасский и Калифорнийский (США), Персидский (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак, Иран, Кувейт), Сахарский бассейн (Ливия) и т.д.

^ К сведению: нефтегазоносных бассейнов разведано более 600, из них разрабатывается 450, а общее число нефтяных месторождений достигает 35 тысяч.

2) Рудные минеральные ресурсы: встречаются чаще всего в пределах разломов платформ и подвижных складчатых областей земной коры:

а) страны, выделяющиеся по запасам железной руды: США, КНР, Индия, Россия, Бразилия, Либерия, Гвинея и др.

б) страны, выделяющиеся по запасам алюминия (бокситы): Франция, Италия, Индия, Суринам, США, Россия, страны Западной Африки и др.

в) страны, выделяющиеся по запасам медных руд: Замбия, Заир, Чили, США, Канада;

г) страны, выделяющиеся по запасам свинцово-цинковых руд: США, Канада, Австралия;

д) страны, выделяющиеся по запасам оловянных руд: Малайзия, Индонезия, Боливия, Бразилия, Таиланд.

3) Нерудные полезные ископаемые: имеют широкое распространение; к ним относятся:

а) апатиты (Россия);

б) сера (Польша, Мексика);

в) калийные соли (США, Бразилия);

г) известняки, доломиты повсеместно и т.д.

Проблемы, связанные с потреблением природных ресурсов:

1) истощение доступных месторождений;

2) нарушение экологии окружающей среды в результате добычи и транспортировки ресурсов (горные отвали, карьеры) и т.д.

Пути решения экологических проблем:

1) комплексное освоение ископаемого сырья;

2) повторное использование ресурсов;

3) глубокая утилизация промышленных и бытовых отходов;

4) применение ресурсосберегающей техники и т.д
^ 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).

Франция - одно из самых экономически развитых государств Европы.

Рассмотрим характеристики данной страны:

1) Площадь территории - 551.6 тыс. квадратных километров; столица - Париж; в административном плане страна разделена на 96 департаментов, в т.ч. Париж - на правах отдельного департамента.

2) Экономико-географическое положение: страна находится на западе Европы; граничит с государствами, имеющими достаточный экономический уровень: Испания, Италия, ФРГ, Бельгия, Швейцария и др.

Франция имеет удобное положение по отношению к транспортным магистралям, сухопутные пути густо пронизывают всю территорию Западной Европы.

Огромное значение в устройстве страны играет наличие морской границы (Северное и Средиземное моря, Бискайский залив).

3) Природные условия и ресурсы:


  • рельеф: преобладание равнинных территорий, на юго-востоке - горы;

  • минеральные ресурсы: ими страна небогата - скромные запасы каменного угля и природного газа, скудные ресурсы нефти, руд цветных и редких металлов, хотя есть крупные запасы железных руд;
б)

  • почвы: окультурены, плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);

  • земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни;
в)

  • климат: умеренный климатический пояс, средние температуры зимы от 0 до +8 градусов, средние летние температуры +16 - +24 градуса, осадки от 250 до 1000 мм;

  • агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания поздних зерновых, подсолнечника, сахарной свеклы, на юге - маслин и оливок;
г)

  • воды: реки - Гаронна, Луара, Рона и др.;

  • водные ресурсы: страна хорошо обеспечена, широко используется энергия горных рек;
д)

  • леса: зона смешанных и широколиственных лесов, жёстколистных вечнозелёных лесов и кустарников;

  • лесные ресурсы бедны, большая часть естественных лесов преобразована в антропогенные;
е)

  • рекреационные ресурсы во Франции богатейшие: объекты природы (Средиземноморское побережье, живописные ландшафты, горные курорты), архитектурно-культурные достопримечательности (Версаль, Париж, Лувр, Триумфальная Арка, Собор Парижской Богоматери и т.д.). Франция - страна туризма.
4) Население:

а) численность - 56.5 млн. человек;

б) плотность населения большая - от 10 до 600 чел./кв. км (особенно в районе Парижа);

в) тип воспроизводства - II; рождаемость, смертность, естественный прирост - низкие;

г) старение населения;

д) женщины преобладают над мужчинами по численности;

е) национальный состав:

Французы - 82.3 %, народности: каталонцы, корсиканцы, эльзасцы;

Итальянцы; португальцы; бретонцы; фламандцы; баски; есть выходцы из Алжира;

ё) основная религия - католицизм;

ж) уровень урбанизации около 75 %; крупнейшие города: Париж, Лион, Марсель, Бордо и др.;

з) много мигрантов из стран Восточной Европы и Алжира;

и) высококвалифицированные трудовые ресурсы.

5) Экономика:

а) промышленность: её структура типична для наиболее развитых стран мира.

Высокоразвитая промышленность Франции занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, производстве автомобилей, самолётов, морских судов, вооружения, оборудования для АЭС, тканей, одежды, парфюмерии и др.

Однако, по целому ряду показателей (прежде всего - по общему объёму промышленного производства) Франция заметно уступает промышленности США, Японии, ФРГ.

Крупнейшие индустриальные центры: Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль, Страсбург, Нант, Тулуза.

б) сельское хозяйство: в нём явно преобладает животноводство (крупный рогатый скот, свино- и птицеводство, животноводство на горных пастбищах); растениеводство (пшеница, сахарная свекла, виноградарство, садоводство и т.д.).

По объёму производства мяса, молока, сбору пшеницы, сахарной свеклы Франции принадлежит первенство среди стран Западной Европы.

в) транспорт: основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на автомобильный транспорт; основные магистрали сходятся к Парижу, Марселю.

Франция имеет крупный морской и пассажирский флот.

Развит авиационный транспорт.

6) Внутренние различия: экономически более развиты север и запад страны; менее развита восточная часть.

7) Внешние экономические связи: Франция активно участвует в экономической интеграции в пределах Единого европейского пространства; развивает экономические связи с другими регионами.
^ 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).

Охарактеризуем транспортную систему ФРГ и Пакистана.

Начнём с ФРГ:

На всей территории страны очень густая транспортная сеть; развиты все виды транспорта:

а) автомобильный преобладает (около 84.2 % в общем грузообороте; густота сети дорог с твёрдым покрытием - более 110 км на 100 кв. км территории;

б) железнодорожный (около 9 % в общем грузообороте);

в) воздушный (около 6.8 % в общем грузообороте);

г) речной: получил развитие в основном во внутрирайонных перевозках на реках: Рейн, Эльба, Дунай;

д) морской: крупнейший порт с грузооборотом от 20 до 90 млн. тонн - Гамбург на Северном море;

е) трубопроводный (передача нефти и газа).

Наибольшее развитие получил автомобильный вид транспорта.

Теперь рассмотрим транспорт Пакистана:

Транспортная сеть редкая и размещена неравномерно; она имеет древовидную форму, «точкой роста» которой служит морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории англичанами, которые предпочитали вывозить сырьё из страны, не развивая транспортной сеть, а осваивая только прибрежные районы.

Преобладают 4 вида транспорта (перечисление по нисходящей):

а) морской: крупнейший порт - Карачи в Аравийском море;

б) речной: главная артерия - Инд;

в) железнодорожный;

г) газопроводный.

Последние развиты в меньшей степени.

Большое значение и распространение имеет гужевой транспорт (лошади, мулы), особенно вдали от прибрежных районов.

Сходство транспорта ФРГ и Пакистана - в хорошем развитии морского вида, однако, его значение внутри самих стран различно; широко используется речной транспорт в обоих государствах.

Главные различия связаны с более низким уровнем экономического развития Пакистана, о чём свидетельствует слабое развитие железнодорожного, автомобильного и, особенно, воздушного транспортов.

Сравнение транспортных систем государств в 3-ем вопросе данного билета наиболее представительно рассматривать на примерах развитых и развивающихся стран разных регионов.

Транспорт - «кровеносная система экономики». Развитие транспорта является непременным условием для функционирования хозяйства, жизни населения.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании. Транспорт обеспечивает производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления. Эффективность работы грузового транспорта характеризуется величиной грузооборота.

Пассажирский транспорт обеспечивает перевозки населения, его главный показатель - пассажиро-оборот.

Выделяют следующие виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, авиационный, трубопроводный.

В последние годы грузооборот транспорта РФ значительно уменьшился, изменилась его структура. Так, повысилась доля морского и трубопроводного, снизилась роль железнодорожного и речного транспорта.

Произошло снижение ряда важных для отрасли показателей, в том числе состояние дорожных путей, сокращение выпуска продукции транспортного машиностроения.

Железнодорожный транспорт - основной из видов транспорта России (50% грузооборота РФ). По протяженности железных дорог (87 тыс. км) - наша страна уступает США, но грузооборот ее железнодорожного транспорта (1,2 млрд. тонн грузов) больше, чем в других странах мира.

Основная функция железнодорожного транспорта РФ - обеспечение надежного транспортного обмена между отдельными районами страны. В европейской части России расположение железных дорог в основном радиальное. Здесь находится крупнейший транспортный узел Москва, от которого расходятся в разных направлениях магистрали железной дороги.

В Сибири железнодорожная сеть имеет, в основном, широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Основные железнодорожные магистрали Сибири - Транссиб и Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Эксплуатируются также Южно-Сибирская, Средне-Сибирская и Северо-Сибирская магистрали.

Железнодорожные пути и подвижной состав сильно изношены, поэтому дальнейшее развитие железнодорожного транспорта невозможно без значительных капиталовложений при жестком контроле со стороны государства.

Морской транспорт имеет особенно важное для России значение, что определяется ее положением на берегах морей, принадлежащих акваториям трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. На его долю приходится 38% всех грузоперевозок.

Россия обладает крупным торговым флотом(более 5000 судов), на её берегах расположеноЗЭ морских портов разной величины. Но только 40% портов достаточно глубоководны чтобы принимать большие суда.

Первое место в грузообороте страны принадлежит сейчас Тихоокеанскому бассейну. Через него Россия связана со странами Азии, Америкой, Австралией. Крупнейшие порты: Находка, Владивосток, Восточный, Холмок, Ванино.

Второе место занимает Балтийский бассейн, связывающий РФ со странами Европы и Америки. Важнейшие порты: Санкт-Петербург, Выборг, Балтийск, Калининград (самый западный порт страны). Мурманск - крупнейший незамерзающий порт бассейна, отсюда начинается протянувшийся на 11 тыс. км Северный морской путь. Он связывает европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.

В Финском заливе намечено строительство трех новых портов.

Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экспорт нефти, так же, как и через порты на Каспийском море.

После распада СССР изменились возможности России для использования морского транспорта. Потеряны крупнейшие порты на Балтике (Рига, Таллинн, Вентспилс, Клайпеда) и на Черном море (Одесса). Значительная часть флота потеряна, так как многие суда остались в портах приписки. Происходит устаревание эксплуатируемых судов из-за нехватки средств на их ремонт, остановлено строительство десятков крупных военных и транспортных судов на верфях страны. В России дефицит газовозов, рефрижераторов, паромов, лихтеровоэов, универсальных судов.

Речной транспорт Развит особенно хорошо в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших затрат. Внутренние судоходные пути России - более 80 тыс. км. Доля внутреннего водного транспорта в грузообороте - 3,9%.

Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной - Волго-Камский. К нему тяготеет экономически развитая часть страны. Благодаря созданию судоходных каналов (Волга-Балтийского, Беломоро-Балтийского, Волго-Донского) Волга стала стержнем единой водной системы европейской части, а Москва - портом пяти морей. На севере европейской части страны текут важнейшие в транспортом отношении реки: Северная Двина, Сухона. Онега, Сверь, Нева.

Судоходные речные пути Сибири имеют очень большую протяженность. Здесь протекают крупнейшие реки России - Амур, Енисей, Лена, Обь и др. Они используются для сплава леса, перевозки продовольствия, промышленных товаров. В Сибири, в условиях недостаточного развития железных дорог, значение речного транспорта очень велико.

Авиационный транспорт. Специфика этого вида транспорта в том, что он охватывает перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны авиаперевозок грузооборот авиационного транспорта невелик. Главная его специализация - перевозка на дальние расстояния пассажиров и доставка грузов в труднодоступные районы.

Авиационный транспорт потребляет большое количество топлива, наносит существенный ущерб атмосфере, выбрасывая около 66 т продуктов горения в час.

Трубопроводный транспорт по величине грузооборота уже превзошел железнодорожный. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты их переработки.

Размещение трасс трубопроводов меньше зависит от рельефа местности и климата, чем железные и автомобильные дороги. Это позволяет прокладывать их в любых районах; потери при транспортировке очень низки.

Основные нефтепроводы: «Дружба» (Поволжье - Центр - Северо-Запад, Коми - Центр, Поволжье -Сибирь).

Основные газопроводы: «Союз», «Сияние Севера», Западная Сибирь - Центр, Западная Сибирь - Западная Европа.

В настоящее время в России проложено свыше 210 тыс. км магистральных трубопроводов.

Автомобильный транспорт - наиболее маневренный вид транспорта, но и один из самых дорогостоящих. Он имеет преимущество при перевозке пассажиров и грузов на короткие расстояния. Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и сельского хозяйства, строительства, торговой сети.

Сеть автомобильных дорог в России - около 560 тыс. км, но только 30% из них имеют твёрдое покрытие.

Густо покрыта автомобильными дорогами европейская часть РФ. В восточных районах их пока недостаточно.

Важнейшими проблемами в развитии автомобильных перевозок являются отсталость российского автомобилестроения, плохое качество дорог. В суровых условиях российского климата требуются большие затраты на поддержание действующих дорог и строительство новых.

Следует также отметить, что автомобильный транспорт - один из основных загрязнителей окружающей среды, поэтому при его развитии необходимо учитывать необходимость строгого контроля за выбросами вредных веществ и уровнем шумового загрязнения.


  • «Если XVII век и первая половина XVIII века были периодами часового механизма, а вторая половина XVIII века и XIX век – паровой машины, то современный период – это век средств коммуникации и регулирующих устройств»

  • Н.Винер.


Цель урока:

  • Цель урока:

  • Сформировать представление о транспортном комплексе Архангельской области. Определить его влияние на природу.


  • Транспорт «кровеносная система» экономики.

  • Влияет на размещение отраслей экономики.

  • Связывает потребителя и поставщика.

  • Является основой географического разделения труда.


Железнодорожный

  • Железнодорожный

  • Автомобильный

  • Водный (речной и морской)

  • Авиационный

  • Трубопроводный


  • Морской транспорт играет главную роль во внешторговых связях и обслуживании прибрежных районов и островов Арктики. Основные грузовые порты - Онега, Мезень.


  • Большое значение имеет Архангельский морской порт - старейший порт России. Его грузовой оборот носит универсальный характер (контейнеры, ИСО, насыпные грузы, металл, картон, целлюлоза, нефть и нефтепродукты). В настоящее время его мощности используются менее, чем на 50%.


  • Железные дороги представлены магистралями: Архангельск-Коноша-Вологда-Москва, Котлас-Коноша-Вологда, Архангельск-Обозерская-Мурманск, Котлас-Киров, Архангельск-Карпогоры. Плотность железных дорог - 3 км. на тыс. кв.км.



    Автомобильный транспорт выполняет основную работу по внутренним перевозкам грузов и пассажиров. Важное значение для экономики области имеет автомагистраль Архангельск-Москва (автомагистраль федерального значения М-8), которая дает выход автомобильному транспорту на дороги России и других государств. Плотность автомобильных дорог - 11,4 км. на тыс. кв.км.


  • Трубопроводы проходят в районе Котласа, Архангельска, Северодвинска и имеют транзитное значение.


  • В Архангельской области существуют два крупных аэропорта гражданской авиации (оба в Архангельске) и несколько мелких (в Котласе, на Соловецких островах и др.). По области разбросано множество военных аэродромов (в т.ч. космопорт в Плесецке).


  • Грузооборот и пассажирооборот- измеряется в тонно –километрах или пассажиро – километрах

  • Продукция транспорта- перевозка грузов и пассажиров.



  • Самый востребованный в перевозке грузов -железнодорожный -50%

  • В перевозке пассажиров главенствует автомобильный транспорт -95% всех пассажироперевозок.

  • Самый «грязный» автомобильный.


  • Большой загрязнитель окружающей среды – автомобильный транспорт. Характер выделяемых вредных примесей зависит от типа двигателя, его мощности, режима работы.


Поделиться