Библейские притчи: сюжеты, толкование, мудрость. Детская Библия: Новый завет - Притча о безумном богаче, Притча о богаче и Лазаре, Притча о потерянной овце Библейские притчи для детей

Есть такое выражение у русских людей – «говорить загадками», то есть объясняться в иносказательной форме, говорить не прямо, а в переносном значении. Когда-то на Востоке выражать аллегориями мудрые мысли было обычным делом. Такие истории называли притчами.

Смысл притчи

Основным предназначением притчи считалось раскрытие религиозного или житейского смысла в коротком рассказе. Герои притч носили определенный социальный статус (богач, царь, путешественник, виноградарь, отец и сын) и не имели глубоких описаний внешности или характера.

Библейские притчи объясняли, как вести себя, чтобы жить хорошо перед людьми и Богом. Они воздействовали на сознание сильнее, чем просто обличительные или назидательные слова, потому что показывали правила поведения на примере конкретных людей. Когда человек видел образец действий в притчах, он задумывался, что ведет неправильную жизнь, или помнил урок, заложенный в небольшой истории, и пытался избежать озлобленности в своей жизни.

Притчи царя Соломона

Соломон был сыном царя Давида, после смерти которого занял трон Израиля. Он правил страной 40 лет, не воевал с соседями, вкладывая все силы и средства в развитие страны. Люди приходили к царю за советом, если сами не могли решить спор, а однажды к царю из далеких земель пришла царица Савская. Она была наслышана о мудрости правителя и лично убедилась в правоте людских толков.

Соломон написал книгу притч, которая вошла в состав Библии. Авторству Соломона приписывают и книгу Екклесиаста, где показаны размышления о глупости ежедневной суеты, истинный смысл жизни и говорится о человеческой смерти.

Большая часть притч учит тому, что:

  • сыновья должны быть послушны родителям и Богу;
  • рассматриваются преимущества мудрых людей над глупыми;
  • если дал слово, надо держать обещание;
  • показывается пример настоящей и верной жены;
  • хождение к блудницам (проституткам) развратит и погубит человека;
  • дается алгоритм поведения мудрого человека.

Книга притч состоит из 31 главы. В ее главах коротко рассматриваются очень многие жизненные ситуации, а затем Соломон говорит, как вести себя, чтобы поступать хорошо и иметь успех.

Притчи Иисуса Христа

Иисус Христос не только ходил из города в город, исцелял больных и творил чудеса, он учил людей праведной и правильной жизни, в том числе и с помощью притч.


Он рассказывал притчи таким образом, чтобы их понимали только его ученики или те, кто хотят идти за ним, а не фарисеи и книжники, которые искали случая убить Спасителя.

Библейские притчи Иисуса Христа наполнены яркими образами. Не следует искать в притчах Спасителя спрятанные и зашифрованные послания. Уроки библейских притч заключаются в том, чтобы на примере из социальной жизни кратко показать мудрость, которой мы должны следовать.

Притча о блудном сыне

У отца было два сына. Младший ребенок попросил отца разделить наследство со старшим братом и, получив деньги, отправился жить в другой город. Там он потратил все состояние, а когда наступил голод, решил, что лучше ему вернуться домой. Отец принял его с распростертыми объятиями и в честь возвращения сына устроил пир. Старший сын не захотел прийти на пир, он высказал отцу недовольство, что он, не разгибая спины, работает, а отец никогда даже маленького козленка ему не дал, чтобы и он повеселился. В конце глава семьи сглаживает конфликт и примиряет сыновей.


Вот краткий сюжет, наверное, самой знаменитой библейской притчи о блудном сыне. Что же эта притча означает? Отец – это Бог, а его сыновья – это мы. Мы уходим, убегаем от Бога и думаем, что на чужбине будем жить счастливее, чем дома. Но все равно возвращаемся в родной дом: избитые, измученные, усталые. Отец всегда нас встретит с радостью, даст еды и крышу над головой.

Образ старшего брата – это показная вера законников – людей, которые считают, что Бог их обязан спасти за их заслуги перед ним. Они не хотят делить наследство с другими, потому что думают только о себе.

Притча о добром самарянине

Одной из самых больших и сюжетных притч Иисуса Христа является притча о добром самарянине. Посмотрим на краткий сюжет библейской притчи. Один человек возвращался домой, но на дороге на него напали разбойники, избили и забрали у него все, что он имел при себе. Прошли мимо и священник, и левит, но так и не помогли раненному путнику. Только проезжавший мимо самарянин обвязал раны пострадавшему, отвез его в гостиницу и дал указания, чтобы хозяин гостиницы позаботился об этом человеке.


Когда у Христа спросили, кто для нас будет ближний, тогда он привел в качестве примера данную притчу. В итоге ближним человеку оказались не его земляки, а враждебный к иудеям самарянин. Тот, кто и нам оказывает милость, доброту и щедрость – ближний для нас.

Самаряне не любили евреев, но в этой притче человек, который должен был быть врагом иудею, позаботился о нем.

Другое толкование притчи может говорить, что самарянин – это сам Господь, который обвязывает наши духовные раны и до времени оставляет в гостинице. Но придет время, когда он придет за нами.

Притча о сеятеле и ее толкование

На берегу озера Иисус Христос рассказал поучительную притчу, имеющую больше духовный подтекст. Это была притча о сеятеле. Сеятель бросает семена в разных местах: у дороги, на каменистое место, рядом с тернием и на хорошую почву. У дороги семена склевали птицы, на каменистом поле растение сожгло лучами солнце, семя, выросшее с тернием, было уничтожено сорняком. И только в хорошей земле семена дали плод.


Рассмотрим эту библейскую притчу с толкованием более подробно. Сеятель олицетворяет собой Господа или учителя, который говорит слово Божие (образ семени). Птицы уносят семя: когда человек слышит слово Божье, но дьявол уводит его от веры, соблазняя различными мыслями и предлагая греховные альтернативы. Семена, которые упали в каменистую почву, означают непостоянных людей: сейчас они верят в Бога, а когда преследуют за веру или возникает беда, уже не верят в него. Семена в сорняке (тернии) – люди слышат Божье слово, но забывают его, потому что любят этот мир и проводят время в суете. Зерна, которые выросли в хорошей земле, – это образ людей, услышавших слово, которые помнят его, делают добрые дела и имеют мир в душе.

Притча рассказывает о четырех типах людей, которые слышат Евангелие, но по-разному принимают Слово Божие. Успех будет иметь тот человек, который, как добрая земля, принимает в себя семена, которые Бог хочет в нас произрасти и вырастить дерево, приносящее плод.

Короткие библейские притчи

В Евангелии рассказывается много притч. Есть среди них длинные, а есть и совсем короткие, но не менее поучительные. К коротким библейским притчам можно отнести следующие истории:

  • бесплодная смоковница;
  • притча о виноградарях;
  • девы мудрые и неразумные;
  • царь и должник;
  • неверный управитель;
  • зарытый талант;
  • богач и Лазарь.

Эти короткие притчи учат нас тому, что нам надо быть честными, правильно исполнять порученное нам дело, не зарывать свои способности в землю, а служить ими Богу и людям.

Рассмотрим некоторые из самых коротких притч Иисуса Христа.

Богач и Лазар

Богач умирает и попадает в ад, а нищего Лазаря забирают в рай. Богач умоляет забрать его на небо, но ему отказывают, и дело не в его богатстве. Богач неправильно распорядился деньгами, используя их на развлечения, он и не думал помочь Лазарю, который всю жизнь голодал.


Притча о виноградарях

Это история о том, как хозяин виноградника отдал его виноградарям, а те сначала убили слуг хозяина, а потом и его сына, в надежде, что станут властителями виноградаря. Но хозяин поступил с ними по справедливости. В сыне хозяина отчетливо видны черты Иисуса Христа, которого Отец отправил в этот мир, а фарисеи и книжники (виноградари) убили его.

Библейские притчи для детей

В Библии нет специально предназначенных для детей притч. Все зависит от возраста ребенка и от того, как конкретную притчу ему преподнести.


К детским, подростковым притчам можно отнести историю о заблудшей овце. В этой маленькой притче говорится о том, что овца убежала от стада, а когда пастух ее нашел, то обнял и с любовью принял обратно. Пастырь в притче представлен добрым и любящим, для которого важна каждая овца. Так и Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти нас от греха, и для него важен каждый человек, даже тот, кто убегает, а затем, как блудный сын, возвращается домой.

Любую притчу можно рассказать ребенку простым и ясным языком, чтобы он понял и осознал истину, которую могут нести библейские притчи.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Притчи. Библейские, христианские, еврейские

Библейские притчи

Соломоново решение

Пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина:

– О господин мой! Я и эта женщина живем в одном доме. И я родила при ней в этом доме. На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина. И были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме. И умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его. И встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди. Утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый. А когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

И сказала другая женщина:

– Нет, мой сын живой, а твой сын мертвый.

А та говорила ей:

– Нет, твой сын мертвый, а мой живой.

И говорили они так пред царем.

И сказал царь:

– Эта говорит: «Мой сын живой, а твой сын мертвый»; а та говорит: «Нет, твой сын мертвый, а мой сын живой». – И сказал царь: – Подайте мне меч.

И принесли меч к царю. И сказал царь:

– Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему:

– О, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его.

А другая говорила:

– Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

И отвечал царь и сказал:

– Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его. Она – его мать.

И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.

(3 Цар. 3:16–28)

О Давиде и Сауле

Давид жил в безопасных местах Ен-Гадди. Когда Саул возвратился от Филистимлян, его известили, говоря: «Вот, Давид в пустыне Ен-Гадди». И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошел искать Давида и людей его по горам, где живут серны.

И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры.

И говорили Давиду люди его:

– Вот день, о котором говорил тебе Господь: «Вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно».

Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим:

– Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень.

И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу.

Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саулу, говоря:

– Господин мой, царь!

Саул оглянулся назад, и Давид пал лицом на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу:

– Зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: «Вот, Давид умышляет зло на тебя»? Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: «Не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа». Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе, как говорит древняя притча: «От беззаконных исходит беззаконие». А рука моя не будет на тебе. Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою. Господь да будет судьею и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберет дело мое и спасет меня от руки твоей.

Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал:

– Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня. Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня. И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей. Итак, поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего.

И поклялся Давид Саулу. И пошел Саул в дом свой, Давид же и люди его взошли в место укрепленное.

(1 Цар. 24:1-23)

О жертвоприношении Авраама

Бог искушал Авраама и сказал ему:

– Авраам!

Он сказал:

Бог сказал:

– Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог.

На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека.

И сказал Авраам отрокам своим:

– Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал:

– Отец мой!

Он отвечал:

– Вот я, сын мой.

Он сказал:

– Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

Авраам сказал:

– Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал:

– Авраам! Авраам!

Он сказал:

Ангел сказал:

– Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире (Господь усмотрит). Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал:

– Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

(Быт. 22:1-18)

О переходе через Красное море

Сказал Господь Моисею, говоря:

– Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря. И скажет фараон народу своему о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают все Египтяне, что Я – Господь.

И сделали так.

И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали:

– Что это мы сделали? Зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?

Фараон запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими. И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского и рабов его, и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою. И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.

Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею:

– Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: «Оставь нас, пусть мы работаем Египтянам»? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.

Но Моисей сказал народу:

– Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны.

И сказал Господь Моисею:

– Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце фараона и всех Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают все Египтяне, что Я – Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.

И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь. И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне:

– Побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

И сказал Господь Моисею:

– Простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.

И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и стеною по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели сыны Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его.

(Исх. 14:1-31)

Неразумный юноша

Однажды смотрел я в окна дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходящего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее, в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке. И вот – навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная. Ноги ее не живут в доме ее: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она свои козни.

Она схватила его, целовала его и с бесстыдным лицом говорила ему:

– Мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои. Поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и – нашла тебя. Коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими. Спальню мою надушила смирною, алоем и корицею. Зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу; кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния.

Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он шел за нею, как вол идет на убой, и как пес – на цепь, и олень – на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его. Как птичка кидается в силки и не знает, что они – на погибель ее.

Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих. Да не уклонится сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными и много сильных убиты ею: дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.

(Прит. 7:6-24)

Притча о блудном сыне

У одного человека было два сына; однажды сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

(Лк. 15:11–32)

Христианские притчи

Глиняные горшки

Однажды монах пришел к своему наставнику.

– Отче, – сказал он взволнованно, – я давно хожу к тебе и каюсь в грехах, а ты давно наставляешь меня советами. Но я все равно не могу исправиться. Какая же мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я все равно раз за разом грешу?

– Сын мой, – ответил учитель, – вот тебе еще один мой совет: возьми два глиняных горшка – один с медом, а другой пустой.

Ученик сделал так, как велел учитель.

– Теперь, – продолжил наставник, – перелей несколько раз мед из одного горшка в другой.

Монах сделал и это. После этого учитель сказал:

– Теперь посмотри на пустой горшок и понюхай его.

– Отче, – отвечал ученик, выполнив волю учителя, – горшок пахнет медом, и там, на донышке, осталось немного густого меда.

– Вот так же и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Господа нашего всеблагого усвоишь хоть толику добродетели, то Бог, по милости своей, восполнит их недостаток и спасет твою душу. Подумай, даже обычная хозяйка не насыплет перец в горшок, который пахнет медом. Так и Господь не отринет твою душу, если ты сохранишь хотя бы самые начала праведности.

Следы на песке

Приснился одному человеку сон, будто идет он по песчаному берегу, а рядом с ним – Господь. А на небе в этот момент одна за другой мелькали картины из его жизни, и после каждой из них человек видел на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа.

Когда промелькнула последняя картина из его жизни, человек оглянулся на следы на песке и увидел, что цепочка следов Господа несколько раз прерывалась, причем было это тогда, когда человек переживал самые тяжелые и несчастные времена в своей жизни.

Человек сильно расстроился и стал спрашивать Господа:

– Если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня: не Ты ли говорил мне это? – спросил он у Господа. – Но я вижу, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянется по песку. Почему же Ты покидал меня, когда Твоя поддержка была нужна мне больше всего?

– Дитя мое, – отвечал Господь, – я люблю тебя и никогда тебя не покину. Тебе не раз приходилось проходить через горе и испытания. И действительно, в эти моменты только одна цепочка следов тянется по песку. Ведь в это время я нес тебя на руках.

Притча о прощении

Однажды святого старца пригласили обсудить грехи одного монаха и наказание, которое следовало присудить за эти грехи. Старец поначалу отказался, но потом пришел. На плече его висела дырявая корзина, из которой сыпался песок.

– Что это? – спросили старца. – Скажи нам, отче, зачем тебе эта корзина?

– Это, братья, мои грехи, они сыплются позади меня, – ответил старец. – Но я не смотрю на них, а пришел, как и вы, судить чужие грехи.

Услышав эти слова, братия простила согрешившему.

Отпусти ветку

Однажды некий человек, идя вдоль обрыва, сорвался вниз. Казалось, что он упадет на самое дно и разобьется, но в последний момент ему удалось схватиться за ветку дерева, росшего из расщелины в скале. Человек висел на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, и с каждой секундой все больше понимал безнадежность своего положения: внизу были огромные валуны, наверх же шансов выбраться не было никаких. Силы покидали его, рукам все тяжелее было держаться за ветку.

«Это все, – подумал он, теперь осталась у меня только одна надежда – на Господа, только Он один может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я, возможно, ошибался. В конце концов, терять мне нечего…»

И человек решился позвать Господа:

– Боже! Если Ты действительно существуешь, спаси меня, и я буду верить в Тебя!

Ответа не последовало. Через некоторое время человек снова позвал:

– Пожалуйста, Боже! Да, я никогда не верил в Тебя, но спаси меня, и Ты узнаешь, насколько сильной может быть моя вера!

И снова ответом была тишина. Человек было совсем отчаялся, когда вдруг с небес раздался Великий Глас:

– О нет, не обманывай ни себя, ни меня! Ты не будешь верить!

Это произошло так неожиданно, что человек чуть было не выпустил ветку.

– Пожалуйста, Боже, Ты ошибаешься! Я действительно буду верить, я искренен, как никогда! Смотри, ведь мне все равно нечего терять, если Ты не спасешь меня, я через минуту сорвусь вниз и разобьюсь!

– Все вы так говорите, когда вам тяжело, а потом отрекаетесь от своих слов! – отвечал Господь. – И ты не будешь верить!

Человек продолжал умолять. Наконец Бог сказал:

– Хорошо, я спасу тебя. Отпусти ветку.

– Ты хочешь, чтобы я отпустил ветку?! – воскликнул человек. – О нет, я не сделаю этого. Не думаешь ли Ты, что я совсем сошел с ума?..

Хозяин дома

Однажды хозяин богатого дома вышел рано утром нанять работников в свой виноградник и, договорившись с работниками по динарию на день, показал им дорогу в виноградник.

Выйдя около девятого часа на торжище, он увидел других работников, стоявших без дела. «Идите и вы в мой виноградник, и то, что будет вам положено, я дам вам». То же самое он сделал и в одиннадцатом часу, и около часа дня, и, наконец, в три часа. Хозяин спрашивал работников: «Что вы стоите здесь праздно?», и, получив ответ, что у них нет работы, отправлял работников в свой виноградник, обещав каждому из них по динарию в день.

Вечером господин приказал управителю созвать всех работников и всем заплатить по одному динарию. Конечно, те, кто работал с самого раннего утра, думали, что они получат больше тех, кто начал трудиться в три часа дня. Но все получили одинаковую плату – ровно по одному динарию. Работники стали роптать. «Послушай, господин, – сказал один из них, – эти последние работали всего два часа, тогда как мы трудились целый день, перенося этот зной. Но ты уравнял нас. Неужели это справедливо?»

«Друг мой, – отвечал хозяин виноградника, – я не обижаю вас. Не вы ли, нанимаясь ко мне, согласились на плату в один динарий за день работы? Ту же плату я дал и тем, кто пришел позже. Почему же вы теперь просите больше? Разве я не прав? Или вас обуревает зависть от того, что я добр по отношению к другим?»

Так и в Царстве Небесном будут последние первыми, а первые – последними: ибо много тех, кого звали, но мало избранных…

Библейские легенды. Легенды из Нового Завета. Автор неизвестен

ПРИТЧИ (II)

ПРИТЧИ (II)

ПРИТЧА О МИЛОСЕРДНОМ САМАРЯНИНЕ

Искушая Иисуса, один законник сказал:

Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

А что в законе писано? - спросил Иисус.

Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всей крепостию твоею, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Правильно,- сказал ему Иисус.- Так и поступай.

А кто же мой ближний?

Вот послушай, что я тебе расскажу,- сказал Иисус.- Некий человек попался разбойникам, и те раздели его, избили и ушли, едва живым его оставили. Шел по дороге священник, увидел его и прошел мимо. Был на этом месте левит, посмотрел и тоже мимо прошел. А некий самарянин сжалился над беднягой. Перевязал он раны его, возливая масло и вино, на своем осле привез несчастного в гостиницу и там тоже о нем позаботился. На другой день, когда самарянин уезжал, он дал два динария содержателю гостиницы и попросил заботиться о больном. «Если издержишь больше, заплачу тебе на обратном пути»,- сказал самарянин. Кто из этих троих был, по-твоему, ближний для человека, попавшего в беду? Священник, левит или самарянин?

Тот, кто оказал милость,- ответил законник.

Иди и ты поступай так же.

МАРИЯ И МАРФА

Пришел Иисус в одно селение, где женщина по имени Марфа пригласила его в свой дом. Была у нее сестра по имени Мария. Села Мария у ног Иисуса и слушала слово его. А Марфа хлопотала об угощении, поэтому подошла она и сказала:

Господи, разве ты не видишь, что сестра моя мне не помогает?! Скажи, чтобы помогла.

Марфа, Марфа! Ты о многом заботишься и беспокоишься, а нужно ведь только одно. Мария же избрала то лучшее, что не отнимется у нее,- молвил Иисус.

О ВРЕДЕ БОГАТСТВА

Некий юноша спросил Иисуса:

Учитель добрый! Что мне сделать хорошего, чтобы иметь жизнь вечную?

Никто не добр, кроме Бога,- ответил Иисус.- Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди.

Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, люби ближнего, как самого себя.

Все это я соблюдаю давно. Чего мне еще недостает? - удивился юноша.

Если хочешь быть совершенным,- ответил ему Иисус,- продай имение свое, раздай деньги нищим и тем приобретешь сокровище на небесах. Приходи тогда и следуй за мной.

Услышал такое юноша и ушел в печали, потому что велико было его имение.

Трудно богатому войти в Царство Небесное,- сказал Иисус ученикам.- Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко.

Тогда Петр сказал Иисусу:

Вот мы оставили все и последовали за тобой. Что же будет нам?

Истинно говорю вам,- отвечал Иисус,- когда Сын Человеческий сядет на престол славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах. Всякий, кто оставит ради меня дом свой, сестер и братьев, отца и мать, жену и детей, тот получит в сто раз больше и наследует жизнь вечную. Первые будут последними, и последние - первыми.

ПРИТЧА О РАБОТНИКАХ В ВИНОГРАДНИКЕ

И рассказал Иисус ученикам притчу.

Жил некий владелец имения, и вышел он однажды поутру нанять работников в свой виноградник. Сговорился с работниками платить по динарию в день и послал их на работу.

В третьем часу снова вышел хозяин на торжище и увидел, что люди стоят праздно.

Идите в виноградник, я дам вам все, что положено,- сказал хозяин, и они пошли.

То же сделал хозяин в шестом и девятом часу. Наконец, уже около одиннадцати, нашел он других людей, стоящих праздно.

Что вы стоите здесь целый день? - удивился хозяин.

Никто нас не нанял.

Идите в мой виноградник, я вам заплачу.

Когда наступил вечер, сказал хозяин своему управителю:

Позови всех работников и отдай им плату - начиная с последних и кончая первыми.

Те, что пришли около одиннадцатого часа, получили по динарию. Пришедшие первыми надеялись получить больше, но и им выдали по динарию. Тогда они стали роптать на хозяина:

Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, которые перенесли тягость дня и жару.

Хозяин же сказал в ответ одному из них:

Друг! Я не обижаю тебя. Разве не за динарий ты договорился со мной? Возьми свое и иди. Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве не могу делать то, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так вот: будут последние первыми и первые - последними, ибо много званых, но мало избранных.

ПРИТЧА О ПОТЕРЯННОЙ ОВЦЕ

Приходили к Иисусу мытари и грешники, чтобы послушать его. Ворчали на это фарисеи и книжники:

Он принимает грешников и ест с ними.

Тогда Иисус рассказал им такую притчу:

Кто из вас, имея сто овец и одну из них потеряв, не оставит девяноста девяти и не станет искать заблудшую овцу? Как только найдет ее хозяин, он обрадуется и всем скажет: «Порадуйтесь вместе со мной: я нашел заблудшую овцу». Так же и на небесах больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

ПРИТЧА О ДРАХМАХ

И далее говорил Иисус: - Какая женщина, имеющая десять драхм и потерявшая одну драхму, не зажжет свечу и не станет мести комнату, пока не отыщет потерянное? А как найдет, тут же и похвалится соседкам. Так же точно бывает радость у ангелов Божьих и об одном кающемся грешнике.

О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына.

Отец! - сказал младший сын.- Отдай мне мою часть наследства.

Разделил отец имение, и спустя немного времени младший сын пошел в дальнюю сторону и промотал там свою долю в распутной жизни.

Вскоре настал великий голод, нечего было есть младшему сыну, и денег у него уже не было. Пристал он к одному из жителей той страны, а тот послал его пасти свиней. Сильно голодал младший сын, рад бы и желудей наесться вместе со свиньями, но никто ему не давал. Опомнился он и сказал:

У моего отца и наемники хлеба не поедают, а я умираю от голода! Пойду к отцу и покаюсь. Пусть возьмет меня хоть наемником.

Пошел к отцу, а тот увидел его еще издалека, побежал навстречу, повис на шее.

Сын говорит:

Грешен я перед тобой, отец! Не достоин я и сыном твоим называться!

Возвращение блудного сына

А отец приказывает рабам:

Тащите сюда лучшую одежду, обуйте его и перстень наденьте на его руку! Скорее заколите откормленного теленка, чтобы есть нам и веселиться, ибо сын мой был мертв - и ожил, пропадал - и нашелся.

И началось веселье.

Старший сын был в то время в поле. Под вечер идет он домой, слышит пенье и ликованье и подзывает слугу:

Что это значит?

Брат твой вернулся, и отец ваш велел забить теленка.

Осердился старший брат и не хотел идти в дом. Узнал о том отец, выбежал вон, стал звать его в дом, но старший сын сказал отцу:

Сколько лет служу тебе, и во всем-то я был послушен, но ты ни разу даже козленка не дал мне зарезать, чтобы повеселиться с друзьями. А этот все промотал, и ты для него - теленка откормленного забил!

Сын мой! - ответил отец.- Ты всегда со мною, и все мое - твое. Но нужно радоваться и веселиться, потому что брат твой был мертв - и ожил, пропадал - и нашелся.

БОГАЧ И ЛАЗАРЬ

Жил-был богатый человек, одевался в пурпур и нежное полотно и каждый день пировал. А в это время некий нищий по имени Лазарь сидел у ворот в ожидании крошек со стола богача, и собаки лизали его струпья.

Богач и Лазарь

Умер нищий, а потом и богач.

И вот оказался богач в аду, поднял в муках своих глаза и вдруг увидел Авраама с Лазарем вместе.

Отче Авраам! - взмолился богач.- Пошли Лазаря, пусть омочит палец в воде и охладит мой язык: задыхаюсь в огне!

Ты получил уже доброе во время жизни, а Лазарь получил злое. Теперь его очередь утешаться, а твоя - страдать,- сказал Авраам.- И кроме того: между вами великая пропасть, так что ни отсюда к вам, ни от вас к нам никто перейти не может.

И тогда сказал богач:

Пошли, отче, Лазаря в дом отца моего, к моим братьям, пусть он все им расскажет, чтобы и они не попали в ад.

Есть у них законы Моисея и писания пророков, пусть внемлют им твои братья,- отвечал Авраам.

Нет, отче! Но если кто из мертвых к ним явится, они покаются.

Тогда Авраам сказал:

Если Моисея и пророков не слушают, то и воскресшему не поверят.

ПРИТЧА О ФАРИСЕЕ И МЫТАРЕ

Тем, кто считал себя праведнее других, Иисус рассказал следующую притчу:

Фарисей и мытарь пришли в храм молиться. И вот фарисей говорит про себя: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как прочие люди - грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь». А мытарь стоял в отдалении, не смел поднять к небу глаз и шептал: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Говорю вам, что мытарь более оправдан перед Богом, чем фарисей, ибо всякий, возвышающий себя, будет унижен, а унижающий себя - возвысится.

Фарисей и мытарь

Из книги Чжуанцзы автора Чжуан-цзы

Из книги Сын Человеческий автора Смородинов Руслан

Притчи «Царь Соломон «был мудрее всех людей {…}. И изрек он три тысячи притчей» (3 Цар.4:31–32). Царица Савская (???????????????) «приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф.12:42; ср. 3 Цар.10:1).Притча по-еврейски - маш?ль (??????); по-арамейски

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

Глава 8. Притчи Притчи - одна из самых ярких и нестандартных особенностей евангельской традиции. Согласно Евангелию от Марка, в своей проповеди Иисус использовал их постоянно («без притчи не говорил им» Мк 4:34). Если в рассмотренных выше этических поучениях необычность

Из книги Разочарование в Боге автора Янси Филипп

2. Притчи о покаянии Как мы показали в главе 5, в центре проповеди Иисуса стоял призыв к покаянию в преддверии скорого Царства (Мк 1:15). Неудивительно поэтому, что притчи о покаянии занимают важное место в евангельской традиции. Одна из таких притч являет собой квинтэссенцию

Из книги Ветхий завет автора Мельник Игорь

3. Притчи о Суде Предыдущие материалы могут оставить однобоко «розовое» впечатление, если не помнить, что у Иисуса они были уравновешены темой Суда. В конце концов, при всей важности для него милости Божьей он всю жизнь оставался учеником Иоанна Крестителя и ждал, что

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

Две притчи Я хочу завершить эту книгу двумя историями из жизни - я расцениваю их как притчи о двух альтернативах: жизни в вере и жизни без веры.Первую притчу я нашел в проповеди Фредерика Бюхнера: «Эта история возможна только в XX веке. Она так ужасна, что ее трудно

Из книги Как читать Библию и видеть всю ее ценность автора Фи Гордон

Притчи Соломона. Давид мудро пел. Соломон мудро говорил.Во всяком случае, такова официальная версия. Давайте же, приобщимся.«Начало мудрости - страх господень».Неплохое начало. Мудрое такое. Именно так Соломон начинает воспитательную беседу со своим сыном.«Если

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

18. Притчи Обращаясь к людям со словом, Иисус проявлял себя искусным оратором и рассказчиком, используя самые различные формы устной речи. Прежде всего те, которые были связаны с традицией Мудрости и пророческой традицией Израиля (например, заповеди блаженства, плачи,

Из книги КНИГА РОДНОЙ ВЕРЫ. ОСНОВЫ РОДОВОГО ВЕДАНИЯ РУСОВ И СЛАВЯН автора Черкасов Илья Геннадьевич

Притчи в истории Причины долгой истории неправильного толкования притч можно проследить до слов Самого Иисуса, записанных в Мк. 4,10–12 (и параллельно Мф. 13,10–13; Лк. 8,9-10). Когда Иисуса спросили о цели притч, Он, кажется, предложил, что они содержат тайну для тех, кто посвящен,

Из книги Герменевтика автора Верклер Генри А.

Из книги Библейские легенды. Легенды из Нового Завета. автора Автор неизвестен

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

Притчи Слово притча является переводом греческого слова paraballo, что значит «располагать в ряд». Таким образом, притча - это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В обычной притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

ПРИТЧИ ИИСУСА (I) Проходил Иисус по городам и селениям, проповедовал и благовествовал Царство Божие.Были с ним апостолы его и некоторые женщины: Мария Магдалина, из которой выгнал он семь бесов, Иоанна, Сусанна и многие другие.Собралось к Иисусу множество народа из всех

Из книги автора

Притчи В Евангелиях Иисус часто описывается как поясняющий свои взгляды посредством притч. Это короткие рассказы, которые можно воспринимать в буквальном смысле или можно по пунктам сравнивать с аналогичной идеей об отношениях Бога и человека.И именно сразу после

Для наших читателей: притча из библии с подробным описанием из различных источников.

Все Короткие Лучшие

Бесплодная смоковница 1 0

Валтасаров пир 0 0 Виноградари 0 0 Виноградник Навуфея 0 0 Вирсавия, Урия и Давид 0 0

Гибель Самсона 0 0

Давид и Саул 0 0 Девы мудрые и девы неразумные 0 0 Добрый Самаритянин 0 0 Должник и царь 0 0

Жертвоприношение Авраама 0 0

Загадка и гнев Самсона 0 0 Зарытый талант 0 0 Званые и избранные 0 0

Иеффай и его дочь 0 0 Иона во чреве китовом 0 0 Исаак и Ревекка 0 0 Исайя о винограднике 0 0

Лот и его дочери 0 0

Наёмники 0 0 Неверный управитель 0 0 Неразумный юноша 0 0 Нищий Лазарь 0 0

0 0 Охозия 0 0

Переход через Красное море 0 0 Плевелы 0 0 Притча о блудном сыне 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 1 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 10 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 11 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 12 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 13 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 14 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 15 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 16 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 17 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 18 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 19 0 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 20 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 21 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 22 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 23 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 24 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 25 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 26 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 27 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 28 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 29 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 3 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 30 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 31 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 4 0 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 6 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 7 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 8 0 0 0 Проданное первородство 0 0

Сеятель 0 0 Смоковница 0 0 Соломоново решение 0 0 Стяжание 0 0 Судья неправедный 0 0 Сусанна 0 0

Толкование Даниилом сна Навуходоносора 0 0

Фарисей и мытарь 0 0

Христос о рабах бодрствующих 0 0 Христос о светильнике 0 0

Царство Небесное 0 0 Царь деревьев 0 0

Что всего сильнее? 0 0

Все Короткие Лучшие

Бесплодная смоковница 1 0

Виноградари 0 0

Девы мудрые и девы неразумные 0 0 Добрый Самаритянин 0 0 Должник и царь 0 0

Зарытый талант 0 0 Званые и избранные 0 0

Исаак и Ревекка 0 0 Исайя о винограднике 0 0

Лот и его дочери 0 0

Наёмники 0 0 Неверный управитель 0 0 Неразумный юноша 0 0 Нищий Лазарь 0 0

О милосердном царе и безжалостном заимодавце 0 0

Плевелы 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 2 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 5 0 0 Притчи царя Соломона. Глава 9 0 0 Проданное первородство 0 0

Сеятель 0 0 Смоковница 0 0 Соломоново решение 0 0 Стяжание 0 0 Судья неправедный 0 0

Фарисей и мытарь 0 0

Христос о рабах бодрствующих 0 0 Христос о светильнике 0 0

Царство Небесное 0 0 Царь деревьев 0 0

Адыгейские притчи Армянские притчи Африканские притчи Библейские притчи Буддийские притчи Ведические притчи Восточные притчи Греческие притчи Даосские притчи Дзенские притчи Еврейские притчи Индийские притчи Китайские притчи Притчи для детей Притчи Иисуса Христа Притчи Леонардо да Винчи Притчи о добре Притчи о дружбе Притчи о женщине Притчи о жизни Притчи о любви Притчи о счастье Притчи Ошо Притчи про детей Притчи про Ходжу Насреддина Русские притчи Семейные притчи Современные притчи Суфийские притчи Татарские притчи Хасидские притчи Христианские притчи Эзотерические притчи Японские притчи

Библейские притчи являются очень важными для верующего человека. Особенно нужны они для подрастающего поколения, когда идет становление нравственности, отношений, ценностей и восприятия мира. Конечно, и взрослый человек может почерпнуть в них немало полезного для себя.

Что же такое притчи и в чем их ценность?

Библейские притчи – это в некотором роде сказки и повествования, которые дают повод задуматься о жизни и своих поступках, несут в себе назидательный момент. В каждой из них есть зерно мудрости, которое потихоньку прорастает и дает свои положительные всходы. Постоянное чтение таких повествований оказывает комплексное воздействие на внутренний мир человека.

Ценность притчи из Библии в том, что она рассматривает человеческие отношения и поступки с точки зрения духовности, божественности. Другие подобные рассказы более человечны, в них нет того ореола таинственности, хотя они могут быть не менее древними и поучительными.

Для подрастающего поколения именно библейские притчи могут стать первым знакомством с верой, Богом, Христом. В дальнейшем это может помочь им в духовной жизни, научит строить свой путь так, как велит Господь, поступать по совести, думать о своей душе и дальнейшем ее путешествии.

Библейские притчи. Чему они учат?

Чему учат нас библейские притчи? Они заставляют задумываться над своими поступками, понимать их последствия. В результате всего этого осознания происходит становление положительных качеств, таких как милосердие, доброта, сострадание, любовь к людям. Приходит понимание того, что на все есть Божья воля.

Для взрослого человека притча может стать путеводной звездой в определенный момент жизни, а также знаком и ответом на вопрос. Помимо этого они достаточно просты, в них нет витиеватости, которая бывает понятной не всем. О мудрости же этих назидательных историй можно говорить действительно очень много.

Библейские притчи для детей

Если говорить о маленьких почитателях библейских историй, то следует отметить, что не все из них смогут постичь истину божественных писаний. И, конечно, им понадобится хорошее толкование и разъяснение прочтенного. Библейские притчи для детей обязательно нужно читать с родителями или воспитателями, которые доступно объяснят то, что малыш в силу своего возраста не смог понять.

Практически каждый ребенок, повзрослев, применяет в жизни то, что было передано ему с любовью в детстве. Поэтому не нужно силой заталкивать ему эти знания, дабы вовсе не отвратить его от Господа.

Следует попробовать разные тематики историй, посмотреть, какие больше понравятся. К примеру, есть группа притч о милосердии Бога к искренне раскаявшемуся человеку (о блудном сыне, о мытаре и фарисее и др.). Также есть несколько историй, повествующих о Царстве Божьем (о зерне горчичном, о плевелах и др.).

Библейская притча о девах мудрых и неразумных

Если рассматривать некоторые библейские притчи, то среди них можно выделить несколько наиболее поучительных. К примеру, ту, которая повествует о десяти девах, пяти мудрых и пяти неразумных. Смысл этой притчи заключается в том, что следует быть бдительным постоянно, так как неизвестно, когда придет последнее испытание (смерть или Страшный Суд).

Эта символичная история изображала свадебный обряд, который был в то время у евреев. Такой ритуал происходил ночью, когда было темно и требовался искусственный свет. Жених мог прийти за невестой в любое время, а она должна была его ждать с подругами. Поэтому девушки запасались маслом, если вдруг придется долго ждать.

В христианстве брачный пир всегда символизировал Царство Божье, а жених и есть Господь, с которым соединяются после смерти. Назидание притчи в том, что каждый миг в своей жизни нужно проживать осознанно, знать, что каждое действие будет оценено на Божьем суде. Помнить, что когда придет жених и затворится чертог (наступит смерть), то изменить уже будет ничего нельзя.

Конечно, для ребенка необходимы такие библейские притчи с толкованием взрослого и знающего человека. Также постепенно следует говорить о глубоком духовном смысле этой истории, о построении своей жизни в Боге.

Притча о блудном сыне

Это, пожалуй, самая известная и поучающая из всех библейских притч. Истинно раскаявшийся грешник может надеяться на милость быть прощенным, даже после совершения плохих деяний.

Библейские притчи о блудном сыне – это классический пример возвращения на путь духовности человека, который потерялся в распутной и бессмысленной жизни. Это также и пример поведения современной молодежи, которая не знает пути истинного, а ищет свободу, уходя из родительского дома и от своих корней. В результате всего этого появляется все больше молодых людей, которые не интересуются своим прошлым, и будущее их также не волнует. Все это сказывается на общем развитии, как одного конкретного человека, так и общества в целом.

Блудный сын из притчи – это и есть практически каждый из нас, оторванный от Бога, от его защиты, промотавший свое состояние не только физически, но и духовно.

Однако Бог не только карает, но и одаривает милостями. Как отец, простивший своего раскаявшегося сына, так Господь ведет себя по отношению к грешникам. Каждый может возвратиться на путь к Богу. Именно эта притча позволяет надеяться на более осмысленную и полную жизнь.

Притчи о горчичном зерне

Эта притча упоминается в трех Евангелиях, что говорит о ее несомненной важности. Конечно, написание немного разнится, однако общий смысл сохраняется.

Сама история не слишком велика, но смысл ее огромен и очень важен. Горчичное семя – это вера человека, которая взращивается в его сердце благодаря разговору с Господом, молитве и другим достойным деяниям. Сначала зерно мало, но после определенных действий и нахождения в благодатной почве оно произрастает в большое дерево.

Некоторые мудрецы сравнивают такое семя с Христом, который также был обычным человеком, но его вера была настолько велика, что он смог отдать великую жертву ради нас, обычных людей. И сейчас к нему приходят страждущие душой и находят утешение.

Мультфильмы на библейскую тему

Для маленьких деток, которые предпочитают смотреть, а не читать библейские притчи, мультфильмы будут выходом из положения. Конечно, даже их нужно смотреть со взрослыми, чтобы можно было растолковать трудные моменты. Возможно, если в непонятных местах будет обращение к печатаному источнику, то ребенок захочет его прочесть, так как мультфильм может несколько отличаться от оригинала.

Сейчас практически все притчи транслируются по телевидению в виде мультфильмов. Тут уже каждый родитель должен выбрать подходящий, который больше приближен к оригиналу и содержит поучительные моменты.

Конечно, некоторые могут и не согласиться с пользой мультика, но все же стоит принимать во внимание нынешнее подрастающее поколение. Не всегда можно исключить просмотр телевизора или компьютера, поэтому лучше подобрать с малых лет более подходящую телевизионную программу для вашего малыша.

Новый Завет является основным источником библейских притч. Хотя книга притчей Соломоновых – из Ветхого Завета.

Притчи Соломона полностью обращены к повседневной бытовой жизни человека и являются, скорее, житейским советом, выражающим волю Бога.
А евангельские притчи призваны сделать более доступными к пониманию идеи христианства.

Притчи Соломона

Сначала о том, кто такой Соломон.

Г. Доре «Соломон»

Соломон – сын Давида, второго царя народа Израиля. В 965 г. до н. э. третьим царём Израиля стал Соломон. Чтобы управлять израильским народом, он просил у Бога не богатство и славу, а премудрость и знание. Господь его просьбу исполнил и в придачу к мудрости и знаниям дал ему ещё и сердце разумное.
Книга Притчей – это книга наставлений в области морали и этики, содержащиеся в ней наставления учат читателей, как жить благочестиво и мудро, как избегать на своем пути ловушек, которые люди расставляют самим себе и друг другу в результате неразумного и неугодного Богу поведения. Автором большей части книги Притчей был царь Соломон – ведь он был мудрейшим из людей древнего Востока, ему приписывалось создание 3000 притчей.

Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна.
(Прит.28:2)
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
(Прит.3:27)
Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.
(Прит.3:28)
Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.
(Прит.3:29)
Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
(Прит.3:30)
Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие.
(Прит.3:35)
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
(Прит.6:6)
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
(Прит.6:7)
но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
(Прит.6:8)

Евангельские притчи

Евангельские притчи играют особую роль в развитии жанра притчи. Евангельские притчи – это небольшие рассказы, использующие образы и явления из повседневной жизни людей, но иносказательно выражающие высшие духовные истины. Эти истины не всегда были доступны людям в силу их недостаточного духовного развития, поэтому притча объясняет их видимыми и простыми образами.
Святитель Иоанн Златоуст считает, что Иисус использовал притчи, «чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть её в памяти и как бы представить глазам».
Притчи Иисуса Христа отличаются простотой в подборе сюжетов: видя засеянное поле, он рассказывает притчу о сеятеле; зная, что его ученики по большей части рыболовы, он рассказывает им притчу о рыбной ловле. То есть, сюжеты притч заимствованы из окружающей действительности, понятной слушателям.
Количество притч в четырёх Евангелиях – более 30. Но это притчи в полном смысле слова – небольшие нравоучительные рассказы. Но в Евангелиях достаточно много кратких изречений в форме метафор, а также рассказов, изложенных языком притч.
Начнём с самой известной евангельской притчи.

Притча о блудном сыне

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (ок. 1666-1669). Эрмитаж (Петербург)

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Евангелие от Луки, гл. 15)

Это сюжет притчи. В чём же её смысл?
Божье милосердие и прощение доступны всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Нему.

Притча о двух сыновьях

А. Миронов «Притча о двух сыновьях» (2012)

У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путём праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему (Евангелие от Матфея, гл. 21).

Те, кто дали обещание слушать и исполнять волю Божью, а потом не выполнили своё обещание;
те, кто изначально были непокорны воле Божьей, а затем, раскаявшись, стали её исполнять.
Шотландский богослов Уильям Баркли пишет, что в притче оба сына не приносят радости отцу, но из представленных в этих образах двух групп людей «одна, тем не менее, лучше другой».

Притча о заблудившейся овце

Жан Батист де Шампань «Добрый Пастырь» (XVII в.)

Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Евангелие от Матфея, гл. 18).

Притча посвящена любви Бога к каждому отдельному человеку. Бог заботится об обращении грешников и радуется о них больше, чем об утвердившихся в добродетели.

Евангельские притчи – особая форма проповеди, которой Иисус Христос пользовался для изложения и объяснения истин своего учения. При помощи притч Христос делал доступными для самых простых умов глубочайшие тайны своего учения. Почему Он говорил притчами? Народ в большинстве своём был неспособен воспринять новые евангельские истины в их отвлеченной прямоте. Многие из этих истин, сказанные прямо, возбуждали недоумение среди слушателей и даже ожесточение и отрицание. Форма притчи облекала истины в общедоступные образы, поэтому слушателями эти истины воспринимались легче.

Поделиться