Причины возникновения нарушений развития презентация. Презентация по биологии на тему "нарушения эмбрионального развития организма". Но детский мозг – это интенсивно развивающаяся система с высокими

1. Нарушения внутриутробного развития

1.1. Причины эндогенного происхождения

3.1. Физические факторы

3.2. Химические факторы

3.3. Биологические факторы

1.2. Причины экзогенного происхождения

Нарушения этого вида появляются из-за отрицательного воздействия среды. Они могут быть врождёнными и приобретёнными.

Врождённые нарушения появляются вследствие воздействия отрицательных факторов на эмбрион или плод (эмбрионом считается жизнь от времени оплодотворения половых клеток до девяти недель, плодом - будущий новорождённый в утробе матери от девяти недель до девяти месяцев). Отрицательные факторы сильнее всего нарушают те органы и системы, которые в это время развиваются интенсивнее. Например, наиболее важный период развития органов зрения и слуха - 3-9-й недели. Внутренние органы в основном формируются на 7-11-я неделях. В эти периоды названные органы и системы наиболее чувствительны и быстро поражаются отрицательными факторами.

Нередко в первые недели женщина не знает о своей беременности и может употреблять антибиотики, барбитураты или другие медикаменты, оказывающие отрицательное воздействие на эмбрион, или находиться под воздействием отрицательных внешних факторов. Во избежание таких ситуаций необходимо планирование семьи.

Самый интенсивный период развития мозга эмбриона - 2-11-я недели. Но в целом этот важнейший человеческий орган формируется долго, на протяжении всей беременности матери. Ежеминутно число нервных клеток возрастает в среднем в 20 000 раз. Мозг только что родившегося ребёнка весит около 400 граммов и составляет около 15 миллиардов нервных клеток. Однако они осуществляют намного меньше функций, чем мозг других новорождённых млекопитающих. Чтобы полностью развиться (уже не в утробе матери), потребуются годы, в течение которых сформируется сеть, объединяющая нервные клетки. Поэтому для развития мозга эмбриона, плода или ребёнка до одного года очень опасно воздействие любых отрицательных физических, химических или биологических факторов.

2. Нарушения развития после рождения

Причинами нарушений развития ребёнка могут быть различные травмы (в том числе родовые), при которых повреждаются зрение, анализаторы слуха, головной мозг.

Родовые травмы случаются как при затяжных, так и при стремительных родах, при неправильном положении плода, рано отошедших водах, несоответствии размеров бёдер матери и величины плода. Чаще всего травмируется голова новорождённого, вследствие чего может произойти кровоизлияние в мозг, повреждение мозга или его покрытия. При родовых травмах могут повредиться мышцы, суставы и кости новорождённого (напри-«ео, вывих плеча, перелом ключицы). При затяжных родах нередко используется инструментное вспоможение. Это весьма опасно, так как можно повредить ещё не сросшиеся кости черепа и нарушить систему кровообращения мозга.

Вся патология родов делится на несколько групп:

1) механические травмы родов, когда во время ролов повреждается однородность тканей головы ребёнка;

2) гипоксия - когда из-за нехватки кислорода нарушается обеспечение тканей кислородом;

При повреждении головного мозга новорождённый может погибнуть уже в первый час или в первые сутки жизни. Более половины выживших младенцев страдают неврологической патологией: от признаков повышенной нервной возбудимости до тяжёлых параличей и слабоумия.

Болезни, перенесённые в раннем детстве (в том числе и такие безобидные на первый взгляд, как грипп, корь, скарлатина), также могут вести к нарушениям развития. Но особенно опасны эпидемический менингит, энцефалит и полиомиелит.

Менингит - острое воспаление оболочек головного и спинного мозга. Чаще им болеют именно дети. Болезнь вызывается менингококком или пневмококком, находящимся в горле больного. Заразиться можно от кашляющего, чихающего больного, от заражённых им вещей (например, игрушек). Болезнь начинается внезапно: у ребёнка болит голова, наблюдаются высокая температура, рвота, могут быть потеря сознания, эпилептические приступы. В результате этой болезни ребёнок может оглохнуть, ослепнуть, могут начаться гидроцефалия, слабоумие.

Источником вируса первичного энцефалита бывают некоторые грызуны, козы, коровы и птицы. Переносят же его в основном клещи. Болезнь начинается через 1-2 недели после укуса заражённого клеща или из-за выпитого молока заражённой коровы, козы. У ребёнка повышается температура, болит и кружится голова, появляются слабость, тошнота, нарушается сон. Вторичный энцефалит начинается у больных гриппом, токсоплазмозом. бруцелиозом, краснухой. Для детей и подростков эта болезнь может иметь разрушительные последствия: нарушения психики, интеллекта, паралич эпилептические приступы.

Полиомиелит - это инфекционный детский паралич, разрушающий центральную нервную систему. Чаще болеют дети в возрасте от 1 до 5 лет. Полиомиелит вызывается вирусом. Заразиться можно через воду, пишу, грязные руки, иногда - через воздух. При заражении повышается температура, болит голова, конечности, появляются насморк, кашель, иногда случается рвота. Через 2-5 дней наступает паралич ног, рук, мышечной ткани. Последствия полиомиелита часто остаются на всю жизнь: атрофия мышц, деформация рук, ног, позвоночника.

К группе причин приобретённых нарушений относятся и отравления. Отравление отрицательно действует на весь организм, но некоторые вещества (алкоголь, наркотики, ртуть) могут особенно повредить нервную систему. Очень токсичны большие дозы таких медикаментов, как гентомицин, синтомицин. При отравлении этими лекарствами может быть нарушен слуховой нерв.

Степень нарушения в развитии детей зависит от силы отрицательного фактора и времени его возникновения. Чем раньше отрицательные факторы повлияют на эмбрион, плод или ребёнка, тем глубже бывают нарушения. Поэтому профилактика упомянутых заболеваний и патологий - важный фактор воспроизводства здорового населения и в конечном итоге выживания человечества.

3. Факторы отклонения развития

3.1. Физические факторы

Радиация наиболее отрицательно влияет на развивающийся организм. Человек живёт под постоянным воздействием радиоактивных элементов и продуктов их разложения. Радиоактивный фон имеют космические лучи, воздух, земля, вода, растения и все живые организмы. Но большая радиоактивность опасна для здоровья и жизни. Беременная женщина, получив большие дозы радиоактивности, может родить детей с различными соматическими и нервными повреждениями (нарушения интеллекта, гидроцефалия, микроцефалия, аномалии конечностей, нарушения кровообращения, сенсорики). Наиболее опасна радиоактивность в период формирования органов и систем на эмбрионной стадии.

Радиоактивный потенциал в человеческом организме может появиться из-за радиоизотопной диагностики и радиотерапии, больших доз рентгеновских лучей. Вредную радиоактивность создают испытания ядерного оружия, аварии на урановых реакторах в атомных электростанциях.

Механическое воздействие на брюшную полость беременной женщины может повредить плод. Особенно опасны сдавливания в этой области, из-за чего могут начаться даже преждевременные роды. Поэтому беременным женщинам не следует ездить в переполненном городском транспорте в часы пик.

Отрицательное воздействие на эмбрион может оказать и вибрация. Следовательно, водить грузовики, тракторы, работать на электрических швейных или вязальных машинах беременным не рекомендуется.

Высокая температура окружающей среды и повышенная температура тела матери вследствие каких-либо заболеваний ведёт к повышению температуры эмбриона, из-за чего у него увеличивается потребность в кислороде. Не получая необходимого количества кислорода, эмбрион попадает в состояние частичной асфиксии. Вот почему беременной женщине не следует работать в горячих цехах, химчистках, кухнях общественного питания и других предприятиях, где постоянно бывает высокая температура.

Вредно и длительное переохлаждение тела беременной, так как оно замедляет развитие плода. Поэтому женщине, ожидающей ребёнка, не следует работать и в холодных цехах (на мясо-морозильных или молочных комбинатах).

3.2. Химические факторы

Первичный результат воздействия этих факторов - интоксикация организма (отравление) будущей матери.

Как ни парадоксально это звучит, на первом месте среди вредных химических веществ находятся лекарства. Особенно опасно употреблять новые, не проверенные временем препараты. В середине XX века, к примеру, когда были изобретены антибиотики, ими активно лечили и беременных женщин. Оказалось, что применение, в частности, стрептомицина приводит к появлению глухих детей - из-за этого препарата атрофируется слуховой нерв. В медицине даже появился новый термин - стрептомициновая глухота.

Для будущего ребёнка опасны успокаивающие и снотворные препараты (барбитураты). Они легко проникают через плаценту и накапливаются в мозге, печени, почках ребёнка. Причём установлено, что в организме плода их откладывается в два раза больше, чем в организме самой матери. Некоторые снотворные препараты вызывают тяжёлые физические вырождения и повреждения психического развития. Поэтому беременным женщинам ни в коем случае не следует принимать лекарства по своему усмотрению. В каждом случае необходимо советоваться с врачом.

Катастрофически на развитие плода действует хинин, который некоторые женщины употребляют для избавления от беременности. Чаще всего такая попытка кончается неудачей, эмбрион же необратимо повреждается и в дальнейшем развивается с тяжёлыми нарушениями.

Алкоголь и наркотики отрицательно воздействует на развитие внутренних органов плода, поэтому особенно опасны они на 7-11-й неделях беременности. Больше всего страдает головной мозг, в составе которого имеются жировые соединения, - алкоголь разрушает именно такие ткани.

Из-за воздействия алкоголя могут появиться прогрессирующее слабоумие, гидроцефалия, эпилепсия, асфиксия, глухонемота, неврозы, нарушения функций сердца и почек, вырождение конечностей, повреждение наружных и внутренних половых органов. Установлено, что более чем 60% детей, страдающих эпилепсией, рождаются у родителей, употребляющих алкоголь.

Алкоголь и продукты его разложения влияют на эмбрион ещё до оплодотворения. Они нарушают деятельность как женских, так и мужских половых органов - и они начинают производить неполноценные половые клетки (изменяется их генетическая информация).

Алкогольный синдром встречается у 2-3 новорождённых из 1000. У страдающего алкогольным синдромом ребёнка бывают маленькая голова и подбородок, низкий лоб, короткий нос, плоский затылок, маленькие, часто косые глаза, встречается расщелина нёба. Бывают вырождения внутренних органов (особенно часто - сердечный порок), повреждения конечностей, половых органов. Новорождённый может быть маленького веса, с признаками врождённой гипотрофии. Из-за алкогольного синдрома возникают нарушения психики. Их увеличивает и постоянное травмирование психики ребёнка в семьях алкоголиков. Иногда повреждения психики и интеллекта наблюдается уже в раннем детстве, но чаще всего они выявляются, когда дети начинают учиться. Такой ребёнок слаб в учении, агрессивен.

Через плаценту в воды, окружающие плод, попадают не только алкоголь, но и продукты его разложения, в частности - альдегид уксуса, который в десятикратном размере опаснее самого алкоголя. Постоянное употребление матерью 75-80 г водки, коньяка или 120-150 г более слабых алкогольных напитков (среди них и пива) может вызвать алкогольный синдром плода.

Ребенок, рождённый от родителей-алкоголиков, наследует слабую нервную систему и некоторые особенности обмена веществ, что в будущем выражается склонностью к алкоголю. Чтобы родился здоровый ребёнок, родителям необходимо не употреблять алкоголь хотя бы в течение двух месяцев до зачатия.

Курение матери приводит к отравлению плода никотином. Никотин остаётся в плаценте и околоплодных водах, поэтому отрицательное воздействие на плод - долговременное.

Курение женщин повышает патологию беременности, опасность преждевременных родов, травматизма при родах, повышает смертность новорождённых. Дети рождаются меньше весом, со слабой нервной системой.

Химизированная среда оказывает скрытое негативное воздействие на плод. Дети рождаются без явных признаков нарушений, но уже на первых неделях могут выявиться признаки таких болезней, как менингит, энцефалит и т.д. Отрицательное воздействие химии может проявиться различными болезнями и в старшем возрасте ребёнка.

Беременной женщине не следует работать на химическом заводе, в цехе гальваники, на складе химикатов, цехах радио- и телепроизводства, а также там, где осуществляются паяльные работы, во время которых выделяются вредные пары свинца.

3.3. Биологические факторы

У беременной женщины токсоплазма через плаценту попадает в плод, по его кровеносной системе проникает в мозг и там размножается. На рентгеновских снимках колонии токсоплазмы видны в виде белых пятен. Заболевание вызывает тяжёлые нарушения головного мозга, зрения. Последствием его часто бывает олигофрения.

Примерами вирусных инфекций являются краснуха, грипп, сифилис, инфекционный гепатит (воспаление печени), корь, паратит (свинка), ветрянка, полиомиелит, цитомегалия. Последней, в частности, заражаются до 30% новорождённых - во время родов или через материнское молоко. Младенец после перенесённой матерью цитомегалии рождается с врождённым пороком сердца, аномалиями пищеварительного тракта, мышц, костей.

Опаснейшая болезнь - краснуха. Если мать заражается ею во время первых трёх месяцев беременности, плод может погибнуть. Или родиться глухим, с врождённым пороком сердца, врождённой краснухой, врождённой слепотой, катарактой.

Вирусные инфекции сильно повреждают эмбрион, поскольку у него ещё нет никаких защитных механизмов. Болезни, перенесённые матерью на последних месяцах беременности, менее опасны и нередко вовсе не вызывают нарушений в развитии плода.

Действие вирусной инфекции зависит от того, пропускает ли плацента тот или другой вид бактерий. Хорошо известен парадоксальный факт, что такая тяжёлая болезнь, как туберкулёз, во время беременности вредит плоду только из-за общего плохого состояния матери: высокой температуры, нарушений работы сердца, дыхания. Плацента не пропускает палочку Коха, поэтому туберкулёзной инфекцией плод заражается очень редко.

Диабет матери или дисфункция её щитовидной железы приводят к нарушениям развития интеллекта ребёнка. При болезнях сердца и кровеносных сосудов, почек и печени организму матери, а значит и плоду, не хватает кислорода. Ребёнок может родиться с врождённой сердечной недостаточностью.

Резус-конфликт. Резус-фактор - антиген эритроцитов. Его имеют около 85% людей. Этот фактор наследуется как доминирующий признак, не изменяющийся в течение всей жизни. У людей, имеющих резус-фактор, кровь считается резус-положительной (Rh+), не имеющих - резус-отрицательной (Rh-). Когда резус-факторы у родителей различны (материнский Rh-, а отцовский Rh+), плод может унаследовать резус-фактор отца. Тогда во время родов, при отделении плаценты, попавшие в кровь матери эритроциты действуют как антиген и раздражают материнский организм. Во время следующей беременности даже небольшое количество эритроцитов плода, попавшее в материнский организм, вызывает появление антител. Антитела через плаценту могут попасть в организм плода и вызвать разложение эритроцитов. Развиваете» так называемый резус-конфликт, из-за чего плод может родиться преждевременно или погибнуть. Иногда такой новорождённый появляется на свет с геяолизной - болезнью новорождённых. Как следствие, начинается малокровие, нарушается кровообращение, обмен веществ, появляется кислородная недостаточность. Поэтому женщине, не имеющей резус-фактора, опасно прерывать беременность, особенно первую.

Каждый человек обязан знать не только свою группу крови, но и то, какой у него Rh-фактор. Когда не совпадают резус-факторы у мужа и жены (Rh-), рекомендуется иметь только одного ребёнка (иначе трудно избежать осложнений).

Причиной нарушений развития ребёнка могут быть ранее перенесённые матерью аборты. Во время этой операции в матку может попасть инфекция, которая своеобразно «дремлет» до начала следующей беременности.

Последствиями абортов могут быть бесплодие, внематочная беременность, выкидыш, рождение слабых, больных детей. Особенно частым следствием абортов являются преждевременные роды. Смертность таких новорождённых во много раз превышает смертность выношенных детей. Недоношенные дети часто страдают воспалениями лёгких. Из-за неполноценного развития печени у них развиваются тяжёлые формы желтухи, неправильно формируется микрофлора кишечника, появляются нарушения тонуса мышц и центральной нервной системы. У них встречаются повреждения и нарушения кровообращения головного мозга. Почти у 70% таких детей случается кровоизлияние в мозг.

К биологическим причинам нарушений внутриутробного развития ребёнка можно отнести также неполноценное питание матери (недоедание, голодание, диеты), когда организм не получает витаминов, белков и других веществ в достаточном количестве.

Список литературы

1. Банис В. Причина болезни - наследственность. Вильнюс: Наука, 1977.

2. Витаутас Г. Причины нарушенийв раннем развитии детей / Социальная педагогика. – 2004 - №4 – С.50-54

3. Известия Академии педагогических наук. Вып. 6. Образование как фактор государственной безопасности. М.; Воронеж, 2002.

4. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. – М., 1992.

5. Медицинская энциклопедия. Вильнюс: Изд-во науки и энциклопедий, 1990. Т.1.

6. Справочник практического врача. Под ред. Т.Н. Савиновой. – М., 1999.


Банис В. Причина болезни - наследственность. Вильнюс: Наука, 1977.

Медицинская энциклопедия. Вильнюс: Изд-во науки и энциклопедий, 1990. Т.1.


Причины нарушения развития ребенка

Наследственные болезни.

1 синдром морфана 2 клайфельтерра


Психическая травма беременной Социальные проблемы






Диагностика нарушения развития

  • Скриннинг
  • Диагностика по родословной
  • Пренатальная диагностика плода ( Инвазивные методы и Ультразвуковое сканирование плода)

Диагностика по родословной

  • В основу родословной - история болезней всех родственников и предков.
  • Если в семье выявляется наследственное заболевание, специалист определит, каким образом оно передается и каков процент риска его передачи потомству.

Генетический анализ родителей

  • - исследование хромосомного набора
  • Когда перестройки в хромосомном наборе супругов выявлены вовремя, возможно специальное обследование во время беременности, которое позволит предотвратить появление проблем.

Пренатальная диагностика плода

  • - внутриутробное обследование плода, направление на выявление у него наследственных заболеваний и пороков развития.

Инвазивные методы

  • - вторжение в полость матки, чтобы взять материал для исследования с целью определения кариотипа плода и исключить такие патологии, как с-м Дауна, с-м Эдварса и другие. Проводятся по строгим показаниям.

Ультразвуковое сканирование плода

  • - неинвазивное исследование организма человека или животного с помощью ультразвуковых волн.
  • считается безопасным способом получения информации.

Методы коррекции:

  • Пренатальное лечение ( Гидроцефалия)
  • Переливание крови до рождения ( Гемолитическая болезнь плода)
  • Фетальная хирургия ( Полостная и внеполостная )

Пренатальное лечение

  • Лечение плода в утробе матери позволяет спасти жизнь множества детей. Сегодня около 10 серьезных заболеваний можно устранить еще на этапе внутриутробного развития.

Гидроцефалия

  • Увеличение головы плода - признак.
  • Накопление спинномозговой жидкости вызывает ненормальное увеличение головы плоды.
  • В некоторых случаях может быть проведена внутриутробная терапия, то есть лечение плода на внутриутробной стадии развития.

Гидроцефалия - это только симптом, который может быть следствием нескольких причин, в число которых могут входить spina bifida, менингит и омфалит.


Переливание крови до рождения

  • Переливание крови плоду путем укола в брюшную полость матери; применяется при тяжелых формах гемолитической болезни плода.
  • Кордоцентез - это процедура переливания крови, позволяющая вводить кровь непосредственно в кровеносную систему плода через пупочный канатик.

Гемолитическая болезнь плода

  • Патологическое состояние, возникающим в результате несовместимости крови матери и плода по некоторым антигенам.
  • Кровь ребенка, содержащая готовые к разрушению эритроциты, практически полностью заменяется тщательно подобранной донорской кровью, которая будет устойчива к действию материнских антител, поскольку не содержит "проблемного" антигена.

Медикаментозное лечение плода

  • Медикаментозное лечение применяется в основном для ускорения развития легких плода.
  • У ребенка, рожденного с недоразвитыми легкими, может развиться синдром дыхательной недостаточности.

  • Если врач, наблюдающий за ходом беременности, полагает, что ребенок может появиться на свет ранее 34-й недели беременности, то могут быть назначены инъекции кортикостероидов.
  • Менее распространенным заболеванием, которое может быть вылечено до рождения ребенка посредством применения лекарственных препаратов, является сердечная недостаточность.

Фетальная хирургия

  • устраняет различные проблемы, связанные с развитием ребенка в период внутриутробной жизни.
  • может быть устранено множество проблем, среди которых блокады мочевыделительного тракта, опухоли и жидкость в легких.
  • проводятся только после 28 недель беременности.

Полостная хирургия

  • При полостной операции хирург делает рассечение передней брюшной стенки и частично выдвигает плод. После проведения операции плод возвращается обратно в матку.
  • данный способ лечения может способствовать началу схваток, которые приводят к преждевременным родам.
  • После полостной операции роды могут быть проведены только с помощью кесарева сечения.

Внеполостная хирургия

  • Миниатюрные видеокамеры и специальные инструменты фиброволоконной оптики используются для проведения таких операций, в процессе проведения которых тонкая игла вводится в тело плода.

1.Эндогенные- это все врожденные нарушенияПри этом можно выделить:
хромосомные нарушения (аберрации).
генетические нарушения (аберрации).

Хромосомные аберрации – связаны с изменением хромосомной

структуры или числа хромосом.
Хромосомы и находящиеся в них гены
составляют единицы наследственности. В
составных частях хромосом в закодированном виде находятся основные
признаки человеческого организма.

По наследственности передаются только
хромосомы вместе с находящимися в них
генами. В случае наследственности
негативные факторы действуют на уровне
половых клеток, т.е. если половые клетки
родителей неполноценны, то это может
привести к нарушению наследственных
предпосылок.

Чем может быть обусловлена непол-ноценность половых клеток родителей?

Чем может быть обусловлена неполноценность половых клеток родителей?
Неблагоприятной наследственностью
или отрицательным влиянием
внешних факторов на эти клетки.
Хромосомные аберрации могут
появиться из-за радиации, вирусных
инфекций, химических веществ.

Всегда проявляются при рождении ребенка.

Последствием хромосомных
нарушений является синдром Дауна,
микроцефалия, нарушения слуха,
зрения, интеллекта, несросшееся
небо, деформация конечностей.

Физические нарушения при олигофрении.

Микседематозный кретинизм

Генные аберрации – это группа наследственных нарушений

Генные аберрации могут вызвать как
психические, так и физические нарушения.
Их последствиями могут быть
нарушения интеллекта разной степени,
нарушения развития скелета, глухота,
болезни нервной системы, нарушение
обмена веществ.

Гены с искаженной информацией могут передаваться из поколения в поколение

или каждому второму поколению. Т.е.
родители могут не страдать от
искаженной информации, но этот
отрицательный фактор может
отразиться на их детях.

Генетические нарушения
характерны при кровных связях, браках.
Чем ближе кровные родственные связи,
тем тяжелее степень различных нарушений
развития.
Новейшие исследования показывают,
что только 1/3 детей, родившихся в
условиях кровосмешения, является
физически и психически здоровыми.

2.Экзогенные нарушения появляются из-за отрицательного воздействия среды.

Они могут быть
врожденными (отрицательный фактор
действует на ребенка, находящегося в
утробе матери) и
приобретенными (отрицательный фактор
действует на ребенка непосредственно, не
через мать).

Эти факторы делят на три группы:

физические факторы,
химические,
биологические.

1.Физические факторы:

1.
2.
Радиация. Подобное отрицательное
влияние могут оказывать и большие дозы
рентгеновских лучей.
Физические травмы брюшной полости
беременной. Особенно опасны
сдавливания в этой области, поэтому
беременной опасно ездить в
переполненном транспорте.

. 3.Вибрация. Поэтому беременной лучше передвигаться пешком, а не на транспорте

.
3.
Вибрация. Поэтому беременной лучше
4.Температурный фактор. Отрицательное
передвигаться
пешком,
а
не
на
транспорте
влияние на плод или эмбрион оказывает высокая
температура тела матери, так как в этом случае
повышается и температура тела плода и ему
требуется больше кислорода, а не получая его в
достаточном количестве, плод попадает в
состояние частичной асфиксии. Наоборот низкая
температура тела матери, постоянное
охлаждение ее тела приводит к тому, что
замедляется развитие

2. Химические факторы

1.
Первичный результат действия этих
факторов – интоксикация, т.е. отравление
организма будущей матери:
Лекарства (особенно вредны антибиотики). Например, выявлено, что лечение
беременной стрептомицином приводит к
рождению глухих детей, т.к. от этого препарата
атрофируется слуховой нерв.

2.Алкоголь, наркотики, никотин.

Употребление алкоголя и наркотиков нарушает
половые клетки родителей, замедляет физическое
развитие плода.
Из-за алкогольного синдрома у 70-90% детей
возникают нарушения психики; 30% детей с алкогольным
синдромом имеют тяжелые психические нарушения:
слабоумие, паралич мозга. Иногда повреждения психики
и интеллекта наблюдаются уже в раннем детстве, но чаще
всего они выявляются, когда ребенок начинает учиться в
школе.

Особенно опасен алкоголь на 7-11 неделе беременности, когда начинают развиваться

внутренние органы ребенка.
Более всего страдает головной мозг плода.
Из-за воздействия алкоголя на мозг ребенка
может появиться гидроцефалия, эпилепсия,
асфиксия, глухонемота, неврозы, сердечные и
почечные нарушения, вырождение
конечностей, повреждение внешних и
внутренних половых органов, прогрессирующее
слабоумие.
(Выявлено, что более 60% детей,
страдающих эпилепсией, рождаются у
родителей, употребляющих алкоголь.)

Курение приводит к отравлению плода
никотином и плохо влияет на его
нормальное развитие. У курящих женщин
дети чаще рождаются со слабой нервной
системой, что в последствии приводит к
проблемам в поведении этих детей.

3. Биологические факторы-

3. Биологические факторы
болезни матери, особенно инфекционные,
поскольку у плода еще нет никаких
защитных механизмов. Последствиями
действия данного фактора могут быть
нарушение функций головного мозга,
зрения, пороки сердца, аномалии
пищеварительного тракта, мышц, костей,
глухота, медленное развитие движений и
психики ребенка.

Когда беременная страдает малокровием,
болезнями сердца – это вызывает кислородное
голодание плода – отсюда асфиксия (удушье). От
продолжительности асфиксии зависит степень
повреждения функций мозга.
Неполноценное питание матери, ее возраст
также являются негативными биологическими
факторами. Чем старше женщина, тем больше в
ее организме накапливается вредных веществ,
тем слабее ее половые клетки.

2. ПРИЧИНЫ ПРИОБРЕТЕННОГО НАРУ-ШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

2. ПРИЧИНЫ ПРИОБРЕТЕННОГО НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
К ним относятся:
затянувшиеся роды,
токсикоз,
инфекционные болезни и интоксикация (отравление)
организма ребенка,
радиация,
родовые травмы,
травмы головы,
болезни, перенесенные в раннем детстве (менингит,
полиомиелит, корь, скарлатина, грипп, энцефалит).

Особенно опасны менингит – острое
воспаление оболочки головного и
спинного мозга. Менингококк находится в
горле у больного. Заразиться можно от
кашляющего, чихающего, через игрушки.
Последствия – слепота, глухота,
слабоумие.

Полиомиелит – инфекционный детский
паралич, разрушающий центральную
нервную систему.
Энцефалит. Переносчик - клещ.
Последствия – паралич, эпилептоидные
приступы, нарушения интеллекта.

Важную роль в развитии ребенка играет
окружающая его среда. Большое значение
для развития детей имеет стимуляция
процессов восприятия, памяти, речи,
моторики особенно в сензитивные
периоды.

Т.О., чем раньше, глобальнее и
интенсивнее действует вредоносный
фактор, тем больше вероятность общей
задержки или искажения психического
развития.

Но детский мозг – это интенсивно развивающаяся система с высокими

пластическими возможностями.
Недостаточность той или иной функции может
частично, а то и полностью компенсироваться за
счет здоровых участков мозговой ткани.
Но после завершения процессов роста и
специализации участков мозга такое замещение
функций затруднено (после 15 лет. К 15 годам
завершается созревание мозга).

Онтогенез и присущие ему закономерности

Онтогенез это процесс появления и развития организма вплоть до самой смерти. Например: развитие организма, которое начинается от оплодотворенного яйца, до формирования взрослой особи называется онтогенез.

Говоря другими словами, онтогенез определяется как структурные изменения одной единицы жизни (клетки, организма или сообщества организмов), которые позволяют ей развиваться и существовать.

Во время онтогенеза происходит очень много сложных процессов, т.е. происходит реализация генетической информации, которая была передана родительскими организмами.

На развитие организма влияют генетические и парагенетические факторы. К генетическим факторам можно отнести, например, темп развития, достижение определенного размера тела, физические и умственные способности. Например, пол ребенка, это черта, которая определяет особенности и разницу развития мальчиков и девочек.

Парагенетические факторы - это особенности организма матери, которые могут дополнительно воздействовать на развитие плода. К таким факторам можно отнести жизнь матери во время беременности, социальные факторы, происхождение, территория проживания, климат страны и др.

Существуют так же 2 важные закономерности онтогенеза человека.

1. Процессы роста и развития происходят интенсивней в молодых организмах, и по мере старения угасают. Так, например, в младенческом возрасте рост и др. морфологические процессы самые существенные. По мере взросления интенсивность процессов понижается, повышаясь только во время полового созревания. У взрослых особей масса тела и рост остаются на относительно постоянном уровне.

2. Рост и развитие организма происходят не равномерно. Каждому периоду онтогенеза характерны свои процессы. Например, в период созревания организма, замедляются процессы роста.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

В онтогенезе различают две фазы. Эмбриональное развитие, которое происходит под покровом эмбриональных оболочек, и постэмбриональное. В отношении человека, эмбриональным периодам можно назвать период развитие эмбриона в организме матери, т.е. во время беременности.

Для начала рассмотрим самый сложный период развития организма - эмбриональный. В этом периоде всего лишь из одной клетки формируется целый организм, готовый к самостоятельной жизни во внешней среде.

Процесс эмбрионального развития называется - эмбриогенез. Он начинается от оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом (в случае человека) и образования зиготы.

Развитие эмбриона осуществляется поэтапно.

1 этап - дробление. Как только произошло оплодотворение и формирование зиготы, она начинает быстро делиться. Таким образом, из одной клетки формируется многоклеточный зародыш - однослойная бластула. Важным является то, что на этом этапе не изменяется вес и объем - они остаются такими же, как были во время зиготы. С каждым делением клетки бластулы становятся все меньше и меньше. Кроме того, еще не наступает дифференциация клеток, и все клетки бластулы распределяются равномерно, что так же объясняет название зародыша - однослойная бластула. Однако не у всех организмов клетки бластулы одинаковы. Размер этих клеток зависит от исходного количества желтка в яйце. Чем меньше желтка в яйце, тем равномернее будет процесс дробления.

2 этап - гаструляция. В этот период клетки не делятся и не растут. Клетки бластулыначинают мигрировать, т.е. переходить из одной области в другую, формируя тем самым двухслойный или трехслойный зародыш - гаструлу. Так же одним из распространенных вариантов гаструляции является впячивание стенки бластулы внутрь. Гаструла представляет собой полый двух или трехслойный шар. Полость внутри называется гастроцель, она является первичной кишкой. Гаструла сообщается с внешней средой с помощью отверстия в полости, которое является первичным ртом.

Верхний слой гаструлы называется - эктодерма, внутренний - энтодерма.

У многоклеточных животных возникает посередине третий слой - мезодерма. Трехслойная гаструла носит название - нейрула.

После образования всех слоев начинаются процессы образования тканей и органов (органогенез).

Во время этих процессов появляется дифференциация клеток, т.е. возникает более сотни различных видов клеток. Они отличаются друг от друга внешне и функционально. Первичный органогенез характеризуется появлением осевых органов, например, у ланцетника в это время появляются кишечная и нервная трубки и хорда.

У всех животных из одних и тех же слоев гаструлы формируются одинаковые органы и ткани. Так из эктодермы образуется кожный эпителий, зубная эмаль, органы чувств и нервная система.

Из мезодермы образуется система кровоснабжения организма, мышцы, половые железы, почки и др.

Из энтодермы - пищеварительные железы, эпителий легких и кишечника.

В постэмбриональном периоде завершается органогенез, происходит рост и развитие тела, половое созревание. Постэмбриональное развитие может быть двух типов: прямое и с метаморфозом.

Прямое постэмбриональное развитие - родившийся организм отличается от материнской особи размерами и недоразвитыми некоторыми органами.

Не прямое постэмбриональное развитие, т.е. развитие с метаморфозами - родившийся организм совершенно не похож на материнский. Из яйца выходит личинка, которая по внешнему и внутреннему строению сильно отличается от материнской особи и ведет другой образ жизни. На определенном этапе личинка превращается во взрослую особь и уже совсем не отличается от родителей. Примеры такого превращения: гусеница бабочки, головастики лягушек.

Причины нарушения развития организмов

Нарушение развитие организмов может быть связанно с рядом факторов. Различают внешние и внутренние факторы.

К внутренним фактором можно отнести наследственные заболевания, гормональные нарушения, неполноценность половых клеток.

К внешним факторам относят алкоголь, инфекционный заболевания, передающиеся от матери к ребенку, ионизирующее излучение, наркотические вещества и лекарственные препараты, никотин, тяжелые металлы.

Врожденные аномалии появляются дифференцировано, т.е. часто зависят от пола ребенка. Так, например, анэнцефалия (развитие плода с частичным или полным отсутствием мозга) чаще наблюдается у девочек.

Презентация на тему: Классификация типов нарушения психического развития




































1 из 35

Презентация на тему: Классификация типов нарушения психического развития

№ слайда 1

Описание слайда:

Цели и задачи Цель: достижение максимальной возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. Задачи: изучение закономерностей развития личности в условиях ограниченной жизнедеятельности; определение коррекционных и компенсаторных возможностей конкретного человека с конкретным нарушением в соответствии со структурой нарушения и социально-личностными условиями.

№ слайда 2

Описание слайда:

Коррекция – совокупность педагогических мероприятий для устранения или уменьшения степени тяжести нарушений психического и физического развития ребенка. Коррекционно-воспитательная работа – совокупность комплексных мероприятий педагогического влияния на разные особенности нарушенного развития ребенка.

№ слайда 3

Описание слайда:

Компенсация – замена или преобразование патологических или недоразвитых функций организма. Механизм приспособляемости, т.е. вырабатываются новые условные связи или обходные пути. Процесс компенсации возможен благодаря наличию резервного потенциала нервной деятельности. Усилить эти возможности можно в условиях специального обучения и воспитания.

№ слайда 4

Описание слайда:

Коррекционно-педагогическая работа помогает избежать проявления вторичных последствий аномалий. Успешность коррекционной работы – социальная реабилитация (введение детей с ОВЗ в социальную среду, привлечение их к труду и общественной жизни) и социальная адаптация (коррекция индивидуального поведения детей в соответствии с общепринятыми правилами и ценностями)

№ слайда 5

Описание слайда:

Классификация типов нарушения психического развития Недоразвитие, характеризующееся комплексными нарушениями развития (умственная отсталость); При задержанном развитии наблюдается замедление психического развития (нарушения формирования познавательной и эмоциональной сфер)

№ слайда 6

Описание слайда:

Поврежденное развитие –проявляется в более позднем возрасте. Нарушение сформировавшихся психофизиологических функций (органическая деменция). Дефицитарное развитие – возникающее вследствие недостаточности зрительной и слуховой систем и опорно-двигательного аппарата.

№ слайда 7

Описание слайда:

Искаженное развитие – это разнообразные варианты сочетания различных форм дизонтогенеза (ранний детский аутизм) Дисгармоничное психическое развитие возникает из-за патологий формирования личности в условиях неблагоприятной среды воспитания. Дети, имеющие нарушения воспитываются и обучаются в специальных учебных учреждениях в зависимости от степени тяжести и формы патологии.

№ слайда 8

Описание слайда:

Дошкольные образовательные учреждения Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии. Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. Детский сад комбинированного вида(в состав могут входить общеразвивающие, компенсирующие, коррекционные и оздоровительные группы в разном сочетании). Центр развития ребенка – ДОУ с осуществлением физического, психического развития и коррекции. Специальные (коррекционные) детские сады.

№ слайда 9

Описание слайда:

Специальные образовательные учрежденияI – для обучения и воспитания неслышащих детей(глухие) на слухо-зрительной основе и формированием речи как средства общения. II - для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь) на слуховой и слухо-зрительной основе формирование словесной речи и подготовки к свободному речевому общению.

№ слайда 10

Описание слайда:

III - для обучения и воспитания незрячих детей и детей с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии прогрессирующих заболеваний, ведущими к слепоте. IV - для обучения и воспитания слабовидящих детей с остротой зрения 0,05 до 0,4. Также дети с более высокой остротой при прогрессирующих заболеваниях, косоглазием, амблиопией.

№ слайда 11

Описание слайда:

V - для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, способствующее преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), страдающие ОНР, сопровождающимся заиканием. Обеспечивает полноценное развитие речи, устранение дефектов устной речи, письма и чтения;

№ слайда 12

Описание слайда:

VI - для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Дети с детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей и т.д. Восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития, социально-трудовая адаптация и интеграция в общество на основе организации специально двигательного режима и предметно-практической деятельности.

№ слайда 13

Описание слайда:

VII - для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (Смешанные специфические расстройства у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость).

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Условия интеграции для лиц с у/о в массовое учреждениеПодготовка детского коллектива и самого педагога; создание благоприятных условия для освоения в коллективе сверстников; организация рабочего места; привлечение к коллективной работе; учет особенностей познавательной сферы; дозировка нового материала; организация наглядно-практической деятельности; использование при закреплении тренировочных упражнений; многократное повторение усвоенных умений и навыков на разнообразном материале; привлечение родителей к процессу обучения и воспитания; консультирование специалистом педагогов и родителей.

№ слайда 17

Описание слайда:

Особенности школьников с нарушениями речи Метеозависимы, часто жалобы на головные боли, тошноту, головокружения; двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений; истощаемость, утомляемость раздражительность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность(не могут сидеть спокойно); проявление агрессии, навязчивости, беспокойства неустойчивость внимания, памяти, низкий уровень понимания словесных инструкций, низкий уровень контроля за собственной деятельностью; логофобия (страх перед речью); трудности формулирования мысли; подбора слов для их адекватного выражения; наличие логически и синтаксически незавершенных фраз; наличие некорректируемых ошибок (неправильное согласование слов в предложении и пр.); трудности удержания замысла высказывания, его недостаточная связность.

№ слайда 18

Описание слайда:

Психолого-педагогические подходы к обучению Облегченный режим, т.е. организация процесса обучения. Психологическая поддержка (одобрение, похвала и т.д.). Инструкции должны быть дробными, доступными и понятными для выполнения. Регулировать степень трудности заданий. Организовать правильное отношение одноклассников Консультации с логопедом

№ слайда 19

Описание слайда:

Дети с нарушением зрения Одностороронность и ограниченность знаний. Превалирование искаженных знаний. Недоразвитие абстрактного мышления. Снижен уровень моторной активности ребенка. Трудности в пространственной ориентировке. Возможно развитие системных нарушений речи.

№ слайда 20

Описание слайда:

Основные задачи Изучение особенностей использования сохранных анализаторов, способных компенсировать недостаточность зрительного восприятия. Развитие навыков применения остаточного зрения для успешного ориентирования. Охрана и гигиена зрения Формирование и коррекция поведения детей согласно системе общественных ценностей и норм

№ слайда 21

Описание слайда:

Рекомендации Общее повышенное освещение и освещение рабочего места. Место должно быть на среднем ряду на первой парте, только ребенок с глубоким снижением зрения может сидеть на любом месте. Если у ребенка светобоязнь, то надо его посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. Выделить ему специальное место для хранения книг, аппаратуры и т.д. Непрерывная зрительная нагрузка должна составлять не более 20 мин

№ слайда 22

Описание слайда:

Во время фронтальной работы необходимо использовать карточки, карты и другие наглядные пособия. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, точной. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Словарная работа проводится на каждом уроке. Учитывать темп работы ребенка (он ниже, чем у зрячего). Аудиооборудование для прослушивания. Осуществление тесной связи с тифлопедагогом. Психологическая поддержка.

№ слайда 23

Описание слайда:

Учащиеся с ослабленным слухом Недоразвитие всех составляющих речи. Скудность словарного запаса. Трудности в развитии логического мышления. Трудности в пространственной ориентировке. Недостаточность моторной сферы. Особенности эмоциональной сферы. Особенности познавательной сферы.

№ слайда 24

Описание слайда:

Основные направления Формирование навыков устной речи (способность к восприятию устной и мимико-жестовой речи). Формирование слухового восприятия (способность к пониманию и распознаванию слов). Развитие различных форм мышления (наглядно-образного, логического, пространственного и т.д). Формирование двигательной функции (развитие основных движений и мелкой моторики). Формирование познавательной деятельности. Формирование и коррекция поведения детей согласно системе общественных ценностей и норм

№ слайда 25

Описание слайда:

Рекомендации Ребенок должен всегда видеть лицо педагога, даже в тех случаях, когда ходит по классу, пишет на доске и т.д., поэтому такого ребенка надо посадить за первую парту сбоку от педагога(справа от него), по возможности спиной к окну. Он должен в течение всего урока хорошо видеть лица одноклассников, чтобы он мог участвовать в коллективной работе. Контролировать на каждом уроке и выяснять с помощью вопросов усвоена ли тема учеником. Не заменять устные ответы на выполнение письменных работ. Должен получать дополнительную коррекционную помощь у специалиста – сурдопедагога.

№ слайда 26

Описание слайда:

Уроки должны иметь коррекционную направленность, прежде всего работать над правильностью грамматического строя речи, коррекцией звуко-буквенного состава. Если ребенку трудно воспринимать письменную работу, то можно дать другое задание или провести отдельно после уроков. Создание эмоционального комфорта. Домашняя работа дается вначале урока и записывается на доске. Обязательно перед новой темой заранее проводится словарная работа. Охрана и гигиена органов слуха

№ слайда 27

Описание слайда:

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций, речи и общее развитие. Нарушение связности психических процессов между нормально развитым абстрактным мышлением. Низкие способности к пространственному анализу (определение предметов и частей своего тела в пространстве, ошибки на письме- зеркальное написание букв, цифр). Нарушение счетных способностей (затруднено усвоение цифр, арифметических знаков и т.д.).

№ слайда 28

Описание слайда:

Нарушение внимания и памяти (доминирование вербальной памяти над зрительной и тактильной, отвлекаемость, непродолжительность концентрации, трудность переключения, небольшой объём памяти). Заторможенность процесса формирования двигательных функций (различные нарушения движения конечностей, неконтролируемые движения). Отклонения в речевом развитии. Нарушения эмоциональной сферы. Склонны к быстрой утомляемости, быстрой утрате интереса, низкая работоспособность. Пассивны, раздражительны, подвержены возникновению различных фобий. Подвержены нарушениям процессов работы внутренних органов.

№ слайда 29

Описание слайда:

Задачи Формирование двигательных навыков. Речевое развитие. Активизация работы сенсорной системы. Коррекция пространственных отношений. Восполнение временных представлений. Формирование способности к обобщению и дифференцированию знаний. Формирование зрительного восприятия формы, цвета, размера предметов. Формирование и коррекция поведения детей согласно системе общественных ценностей и норм.

№ слайда 30

Описание слайда:

Рекомендации Создание эмоционального комфорта. Максимально поддерживать в учащемся самообслуживание и самостоятельность. При планировании внешкольных поездок и т.п. учитывать возможности учащегося и подбирать, например, комбинации с альтернативными мероприятиями, которые интересны и другим детям. Учитывать то, что определенные движения требуют от учащегося с физическими нарушениями большого количества энергии (например, координация движений при спастических проблемах); в связи с этим учащийся может быстрее уставать. Следить за осанкой.

№ слайда 31

Описание слайда:

У учащегося медленный темп работы (письмо, выполнение определенных действий). Делать снисхождение к норме почерка. Мотивировать учащегося к регулярному выполнению упражнений, которые даются во время занятий лечебной физкультурой. Обсудить с врачом правильное положение, действия и движения, которые необходимы для уроков и определенных мероприятий. Толерантное отношение сверстников (учащиеся с физическими нарушениями из-за их внешнего вида иногда вызывают отторжение). Участие во всех двигательных мероприятиях, таких как урок физической культуры, плавание и другие виды спорта, доступные двигательным возможностям

№ слайда 32

Описание слайда:

Особенности ВНД умственно отсталых детей - слабость замыкательной функции коры головного мозга (значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания); трудность выработки дифференцировок, их малая стойкость (плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила); слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок); нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС.

№ слайда 33

Описание слайда:

Учебная деятельность умственно отсталых школьников Важнейшей характеристикой умственной отсталости является стойкое и выраженное нарушение познавательной сферы, которое затрудняет формирование учебной деятельности. Недоразвитие познавательных интересов. Нарушение ее целенаправленности и мотивации Слабость ориентировки в задании. Неумение планировать и предвидеть результат. Некритичное отношение к результату деятельности. Неумение замечать и исправлять ошибки. Среди важных условий формирования у таких школьников интереса к обучению является опора на жизненный опыт ребенка, занимательные по форме задания и создание ситуаций успеха. Трудовая деятельность имеет огромное значение в плане коррекции недостатков психики, свойственных умственно отсталым школьникам. В то же время, у учащихся с интеллектуальной недостаточностью заметно снижена интеллектуальная сторона труда, ограничено творческое начало, затруднена выработка сознательных трудовых умений и навыков.

№ слайда 34

Описание слайда:

Условия интеграции для лиц с у/о в массовое учреждение Подготовка детского коллектива и самого педагога; создание благоприятных условия для освоения в коллективе сверстников; организация рабочего места; привлечение к коллективной работе во время занятия и режимных моментов; учет особенностей познавательной сферы; дозировка нового материала; организация наглядно-практической деятельности; использование при закреплении тренировочных упражнений; многократное повторение усвоенных умений и навыков на разнообразном материале; привлечение родителей к процессу обучения и воспитания; консультирование специалистом педагогов и родителей.

№ слайда 35

Описание слайда:

Дети со сложным дефектом Органическое поражение центральной нервной системы иногда приводит к возникновению сложных дефектов, представляющих собой сочетание 2-х и более нарушений развития. Дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталые слепые или слабовидящие, умственно отсталые глухие или слабослышащие дети, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения (глухие слабовидящие, слепые слабослышащие, слепоглухонемые). сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами. Сложный дефект представляет собой не просто механическое сочетание различных дефектов, а качественно особое состояние человеческого организма. Комбинированный дефект искажает психическое развитие в наибольшей степени, в результате резко снижены возможности к взаимодействию с внешним миром.

Поделиться