С.Н. Дурылин что такое школьная дисциплина в школе существующей и той школе, какая должна быть (1913 г.)23. Дисциплина - территория свободы или принуждения Что такое дисциплина в школе

Дисциплина в сущности есть организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (напр. случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели.

Школьная дисциплина служить для решения внутренних задач школы.

В школе, однако, существует принуждение внешнее и внутреннее, наличие внешнего принуждения детей в школе дает повод ставить вопрос о школьной дисциплине, т.к. дисциплина всегда считалась основным правилом внутреннего устройства школы.

Ветхозаветная школа - типично принудительная, принуждение в ней - исключительное средство воспитания (вплоть до физического воздействия). Какое идеологическое основание мы можем найти для такого обращения с детьми? Узость понятия о радикальном зле человеческой природы? Однако не стоит искать в ветхом завете идеологического обоснования этого факта. Исключительно правовой уклад жизни, условия школьной жизни того времени, манеры преподавания, отсутствие у детей интереса к изучаемому в школе материалу - всё это требо­вало насилия над детьми. Вначале христианство оказало незначительное влияние на построение школы, школа ещё долгое время оставалась принудительной, с трудной программой, со строгим внешним порядком. Первый, самый громкий протест против принуждения в школьных стенах, выразил Руссо. Его протест исходил из отрицания культуры, которая портит природу человека. Именно он является автором известного парадокса ”все хорошо, что выходить из рук Творца и всё искажается в руках человека”.

В таком свете воспитание должно быть всецело ”естественным”, надо не портить человека, не уродовать его, а, опираясь на природные данные, развивать в душе человека высшие силы, заложенные в нём. Задача воспитания состоит в том, чтобы дать возможность природе действовать на человека и внутри его, предохранять его естество от влияния культуры. Таким образом, из признания радикального добра в человеке вырастает педагогический натурализм. Средство свободного воспитания - свобода. Ребёнок должен быть свободен от всякого искусственного принуждения, свободен в своём внешнем поведении, не нужно никаких правил, регламентирующих его поведение.

Исходя из подобной позиции, дисциплина в привычном понятии отсутствует, или же она присутствует в качестве ”естественной” дисциплины. Понятие естественной дисциплины впоследствии было развито Спенсером, а позднее учение Руссо было развито рядом педагогов. Все они имеют, однако, тот существенный недостаток, что обходят вопрос о школь­ной дисциплине. Рассуждая о дисциплине в школе, Толстой в своих педагогических взглядах дошёл до полного отрицания воспитания и даже до отрицания права на воспитание.

"Bocпитание есть насильственное, принудительное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим," - говорит Толстой.

"Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитывать не существует. Позвольте детям знать в чем их благо, позвольте поэтому им самим воспитывать себя и идти путём, который они сами себе выберут." (Толстой).

"Образование же есть свободное общение людей, имеющее своим основанием потребность оного, приобретение сведения, а другого (человека) сообщать уже приобретенное им."

"Учитель не должен иметь никакой власти над учениками, отношения между ними должны быть отношениями равенства. Школа должна только представлять ученикам возможность получать знания, ученики должны иметь право выбирать то, что им нужно, что представляет для них интерес по их собственным понятиям" (Толстой).

Из этих взглядов, развились две педагогические идеи:

1) Дисциплина, как принуждение, совершенно отрицается, воспитание должно быть свободно и быть чуждо принуждения и внутреннего и внешнего

2) Воспитание и школа не должны быть "Mиpoсозерцательными", т.к. это худший вид принуждения.

Встаёт вопрос: в какой мере всё это правильно?

Действительно ли дисциплина противостоит свободе? Можно ли вообще обойтись без принуждения?

Этот вопрос может быть решён только после решения общего вопроса о свободе. Но я не хочу касаться этой темы в нескольких словах, однако, укажу что не все не бесспорно. То, из чего исходят все отрицатели всякого принуждения, а именно, что свобода нам дана, что ею владеет каждый ребенок и что ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого миросозерцания.

По-моему убеждению, свобода не есть данность, а есть заданность, свободу ребенок приобретает в конце воспитания. Одна из задач воспитания как раз в том и состоит, чтобы развить дар свободы. Если дар свободы приобретён, то на этом задача воспитания кончается.

При таком подходе, идея свободного воспитания теряет свою ясность, ибо свободу в детях ещё нужно освобождать от целого ряда стихийных ограничений.

В современной педагогике существует понятие о гармоничном строении личности, для достижения которого достаточно лишь равномерное развитие всех сторон личности. Однако, наряду с понятием о гармоническом строении личности, существует и другое понятие – о иерархическом строении личности, ведущее к совершенно другому построению педагогики.

Если мы положительно решим вопрос о праве на воспитание, то следовательно, мы признаем в какой-то мере и принуждениe.

Школа, как организм предполагает и организующие силы. Этой организующей силой и является дисциплина. Это не есть подавление свободы, но более правильное её развитие и содействие ей, ибо только через дисциплину можно получить и опыт свободы. Таким образом, дисциплина является одним из условий свободы в школе и средством сохранения свободы.

Как же должен быть организован школьный организм? Конечно, "природосообразность" обязательна, необходимо внимание к запросам и интересам ребёнка, к его внутреннему миру, к его самодеятельности. Но должна ли школьная жизнь целиком быть регламентированной? Конечно, нет, иначе получится искажение, которое приблизит дисциплину школы к дрессировке.

"Миросозерцательная" школа является одним из последних слов современной педагогики. Это является реакцией господствовавшее учение о невозможности какого бы то ни было принуждения в школ. Теперь в школах идёт внедрение того или иного миросозерцания. Но передача своего миросозерцания возможна и без внешнего принуждения. Я считаю возможным принять эту форму принуждения и утверждаю, что "немиросозерцательной" школы никогда собственно и не было, (даже у Руссо), а были школы, которые отрицали одно миросозерцание ради другого (своего собственного).

В.В. 3еньковский:

Во-первых, мне хочется пустить в оборот выражение Феррьера из его знаменитой книги: "Духовный прогресс". В этой книге автор полагает, что утверждение о свободе воспитания, является мифом. Процесс воспитания состоит в освобождении ребенка от случайных проходящих настроений. Свободу надо воспитывать.

Во-вторых, в педагогике чрезвычайно много реальных антиномий. Многое верное может вредить детям и наоборот.

С этой точки зрения хочется задать вопрос: возможно ли допускать "перерыв в дисциплине"? Можно ли допускать отступления от дисциплины? Может быть эти отступления даже очень полезны? Иногда ровный, тихий учитель в школе бывает менее удачен, чем непоследовательный и с противоречиями, но с живостью. В некоторых случаях отклонения от дисциплины ведут к её поддержанию.

И.К. Кр:

Когда вы воспитываете ребёнка, вы должны обосновать свое миросозерцание так, чтобы ребёнок сам именно его бы его и выбирал.

В.В. 3еньковский:

Существует три типа миросозерцательной школы:

1) Советская,

2) Фашистская, и

З) Религиозная.

Советская школа не допускает свободы мысли, фашистская шко­ла движется ставкой на энтузиазм (под влиянием большого философа Gentile). Христианская же школа ищет глубины, ищет раскрытия "бремени" свободы, она ставит человека перед вопросом личного выбора и этот последний акт должен быть произведён самим человеком, без всякого давления. В наше время даже католики (не смотря на свой отрицательный опыт до сих пор) начинают понимать всю неустранимость свободы в жизни христианина.

И.К. Кр:

Когда ребенок рождается, рождается ли он анархистом, или же он требует дисциплины? Ребенок находится под влиянием семьи, улицы и школы, школа же воспитывает очень мало. Но вопрос о школьной дисциплине и школьной свободе стоить всё время. Классические понятия о дисциплине сейчас отмерли. План Дальтона о самоуправлении школы, вмешательство учеников в школьные дела - всё это не вяжется с классическим понятием о дисциплине. Классическое понятие отводило слишком мало места индивидуальности ученика. Дисциплина всегда должна быть разумна, если она груба, неразумна, тогда она не достигает своей цели, жестокая дисциплина всегда вызывала протест.

Вопрос о дисциплине стоит и вне школы, в самой жизни, является вопросом нации. (Есть дисциплинированные нации и недисциплинированные). Но не дана ли дисциплинированность нации наоборот, как раз школой? Наряду с благородством и свободой духа надо одновременно воспитывать и формальную дисциплину. Я понимаю дисциплину, как способность подчиняться.

В.В. 3еньковский:

Надо отметить потребность у человека в дисциплине (хотя и не у всех). Есть натуры с явным противлением всякому подчинению, другие легче живут когда им приказывают и между этими двумя крайностями есть много переходных стадий. В педагогике нужно всегда иметь в виду, насколько данная натура хочет дисциплины. Нельзя забывать, что есть и такие дети, которые живут только в рамках дисциплины. В педагогической практике это необходимо учитывать.

Во-вторых надо помнить, что исходя из иерархического понятия о строении человека, проблему дисциплины надо рассматривать иначе, чем в понятии о гармоническом строении человека.

В-третьих, о границах дисциплины. Есть вещи, на которые дисциплина не может и не должна распространяться. Особенно важно воспитывать в педагоге сознание того, что есть вещи, на которые даже родители не имеют права посягать и надо, чтобы дети и воспитатели знали эго. Многие семьи не всегда воспитывают в своей среде уважение друг к другу. Уважение к личности - холодный, но глубочайший духовный фактор: у детей есть священные вещи, на которые родители не имеют права посягать - это и задаёт границы дисциплине. B тех семьях, где родители это чувствуют и воплощают на практике, создаётся исключительно здоровая атмосфера.

В-четвёртых, скажу, что как больных нужно лечить индивидуально, так и воспитывать надо индивидуально. Ужасная вещь - самоуверенность педагога, ему необходимо смирение. Дисциплина должна быть всегда инструментальна, т.е. служить высшей цели.

Отсутствие дисциплины иногда даже больше воспитывает, чем самая строгая дисциплина.

Принципиально признавая дисциплину, надо ещё сказать, что лучше недисциплинированный свободно-божественный путь человека, чем дисциплинированный небожественный. Дисциплина имеет свои извращения, надо бояться в ней элементов садизма, даже не в смысле наказаний. В каждом из нас не угасли элементы извращенности.

Антиномии дисциплины особенно явно сказываются на опыте духовной жизни. В отношении церковной дисциплины этот вопрос довольно прост, но в духовной жизни дисциплина часто разрушает именно духовность.

Н.H. Афанасьев:

По-моему, дисциплины в стоянии перед Богом в глубине духовной жизни быть не может. Дисциплина есть явление социальное, и служит для достижения порядка.

Задача школы как раз в том и состоит, чтобы создать потребность дисциплины. Беда той школе и нации, которые не приучают к дисциплине, не рождают потребности в ней. Я согласен с утверждением, что дисциплины должно быть как можно меньше, как можно меньше должно быть и правил. Цель дисциплины только в том, что бы поддерживать порядок.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Дисципли́на (от лат. Disciplina)- выдержанность, строгость - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.

3 слайд

Описание слайда:

Учебная дисциплина – правила поведения школьника в общеобразовательном учреждении, соответствующие уставу школы и внутришкольному распорядку, общеобязательные для исполнения каждым участником образовательного процесса.

4 слайд

Описание слайда:

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

5 слайд

Описание слайда:

Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся. Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.

6 слайд

Описание слайда:

Содержание школьной дисциплины и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила: - не опаздывать и не пропускать занятий; -добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями; - бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям; - соблюдать порядок и тишину на уроках; - не допускать подсказок и списывания; - беречь школьное имущество и личные вещи; -проявлять вежливость в отношениях с учителями, взрослыми и товарищами; - принимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; - не допускать грубости и оскорбительных слов; - быть требовательным к своему внешнему виду; - поддерживать честь своего класса и школы и т.д.

7 слайд

Средняя общеобразовательная школа

Реферат на тему: « Школьная дисциплина »

учащегося 10-А класса

Аблякимова Эльмара

Руководитель: учитель

по правоведению

Губин. Г.А.

Ромашкино - 2012

Немного о «Дисциплине»

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina)- определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Я думаю, что тема о дисциплине очень близка к теме об авторитете. Окончательное решение обоих вопросов зависит от решения темы свободы в воспитании. Свобода является фактором, связующим и углубляющим две данные темы. Тема дисциплины, конечно, гораздо легче по сравнению с темой об авторитете. Однако, такой взгляд верен лишь при узком понимании термина дисциплина. Если тему о дисциплине расширить до вопроса о принуждении в воспитании вообще, то тема, конечно, значительно углубляется.

Дисциплина, в сущности, есть организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (напр. случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели.

ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Что касается школьной дисциплины, которая служит для решения внутренних задач школы. В школе, однако, существует принуждение внешнее и внутреннее, наличие внешнего принуждения детей в школе дает повод ставить вопрос о школьной дисциплине, т.к. дисциплина всегда считалась основным правилом внутреннего устройства школы.

Школьная дисциплина - это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплину.

Внешней дисциплиной называю послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции - поощрение и наказание.

Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоение правила и нормы, выступающая как внутренняя потребность.

Главное условие, обеспечивающее дисциплинарное поведение школьников на уроке - тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, четко спланированы все его моменты, если все дети заняты делами, они не будут нарушать дисциплины. Ребенок регулирует свое поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает.

Но учитель не каждый урок может сделать интересным, да и секреты педагогического мастерства познаются не сразу. Дисциплина же нужна на каждом уроке, с самого первого дня пребывание ребенка в школе. Есть ли выход?

Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает тип отношений между учителем и детьми.

Главным критерием типа выступает позиция, которую занимает учитель по отношению к классу, организуя и регулируя дисциплинированное поведение учеников на уроке.

При демократическом стиле учитель организует совместную с детьми деятельность по управлению их поведением, он «внутри класса»

При либерально-попустительском стиле отношений учитель не управляет поведением детей, находится в стороне от них. Не ставит перед детьми цели.

Позиция учителя выражается, прежде всего в том, какие методы управления поведением пользуется учитель. В своей практике использую 3 метода: убеждение, требование, внушение.

Метод убеждения до сознания школьников доводятся нормы и правила поведения. Ребенок должен почувствовать и осознать ценность и значимость дисциплины для себя и окружающих.

Смотри, когда ты не отвлекаешься и буквы красивые получаются, а когда вертишься и буквы скачут.

Если кто-нибудь захочет что-то спросить, то поднимите руку. Нельзя кричать с места и мешать товарищам. Они заняты работой, они думают.

Требование выполнения правил поведения на уроке обычно выражается, в категоричных формах:

приказания: « Все сели!», «Руки на парты!»;

запрещения: «Не листать учебники», «Не болтай ногами»;

распоряжения: «Коснулись спинки парт», «Работаем молча!» «Абсолютная тишина в классе».

Доброжелательное внушение может принимать доверительного наставления «Саша, ты разговариваешь и мешаешь нам», «Сережа, я боюсь, что из-за тебя мы не сможем решить задачу», «Коля, будешь вертеться, ничего не поймешь».

Мне нравиться учителя, которые используют смешанный авторитарно-демократический стиль руководства для воспитания дисциплинированности. При этом стиле всё подчинено работе, учитель убеждает учащихся в том, что дисциплина - залог успешной учебы. Дисциплинированное поведение детей стабильно. Развивается навык саморегуляции поведения и навык подчинения учителю.

Воспитание сознательной дисциплины, чувство долга и ответственности. Жизнь требует от человека высокой дисциплины и исполнительской четкости - черт, в нашем характере представлены слишком слабо. В их формировании значительная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу школы, в частности школьной дисциплине. Школьная дисциплина - соблюдение учащимися правил поведения в школе и за ее пределами, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей, подчинения общественному долгу. Показателями высокого уровня дисциплины является понимание учащимися необходимости соблюдение ее в школе, общественных местах, в личном поведении; готовность и потребность в выполнении общепринятых норм и правил дисциплины труда, обучения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с нарушителями дисциплины в школе и за ее пределами. Сознательная дисциплина проявляется в осознанном строгом, неуклонном выполнении общественных принципов и норм поведения и основывается на сформированности у учеников такой черты, как дисциплинированность и чувства долга и ответственности. В основе дисциплинированности - стремление и способности личности руководить своим поведением в соответствии с общественными нормами и требованиями правил поведения. Обязанность - осознанная личностью система общественных и моральных требований, диктуемых социальными потребностями и конкретными целями и задачами определенного исторического этапа развития. Ответственность - качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения ее целесообразности или ущерба для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, руководствоваться интересами социального прогресса. Школьная дисциплина является условием нормальной учебно-воспитательной деятельности школы. Совершенно очевидно, что при отсутствии дисциплины нельзя провести на должном уровне ни урока, ни воспитательного мероприятия, ни любой другой дела. Она является одновременно и средством воспитания школьников. Дисциплина способствует повышению воспитательной эффективности деятельности учащихся, позволяет ограничивать, тормозить безрассудные действия и поступки отдельных школьников. Важную роль в воспитании чувств долга и ответственности играет работа учителей относительно усвоения учащимися правил поведения в школе. Необходимо приучать их к исполнению этих правил, формировать у них потребность в постоянном их соблюдении, напоминать их содержание, требования. Неуместно делить правила поведения на основные и второстепенные, когда за нарушение одних учений несет ответственность, а несоблюдение других остается незамеченным. Соответствующую работу следует проводить также с родителями учащихся. Ведь правила охватывают основные обязанности школьников, добросовестное выполнение которых свидетельствует об их общем воспитанность. Чтобы помочь школе в выработке у учащихся качеств, предусмотренных этими правилами, родители должны знать их, владеть элементарными педагогическими приемами для формирования этих качеств. Воспитание привычки соблюдать правила поведения, дисциплинированности начинается с первых дней пребывания ученика в школе.

Учитель начальных классов должен четко знать, какими методами добиваться ее, помня, что даже самый молодой ученик-первоклашка - это уже гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. К сожалению, учителя младших классов очень часто видят в нем только ребенка. Некоторые из них влияют на школьников только суровостью, стремятся добиться послушания, ломая волю ребенка. В таком случае у учащихся воспитывается бездумный послушание или дерзкая неповиновение. В средних и старших классах отдельные учителя чрезмерной суровостью, прямолинейностью суждений нередко подавляют интересы школьников, порождают нежелание идти в школу. Неусыпный контроль, постоянные ограничения приводят к противоположным результатам, замечания вызывают раздражение, грубость, неповиновение. Требовательность и строгость учителя должны быть доброжелательны. Он должен понимать, что ученик может ошибаться не только на уроке, когда соответствует на вопросы, но и допускать ошибки в поведении ввиду недостатка жизненного опыта

Выступление на педагогическом совете школы 01.11.2017

Дисциплина в школе - территория свободы или принуждения

    Определю название темы. Итак дисциплина –это от лат. disciplina

    Выдержанность, строгость
    Дисциплина – это правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил внутреннего распорядка

Это понятие воспринимается школьным сообществом сугубо на бытовом уровне, как данность, как температура тела, о которой нечего лишний раз думать, если она нормальна. С данной ценностью не хочется лишний раз целенаправленно работать… Пока ничего не случилось. Случится – начинаем школьную дисциплину укреплять.

Начнем с того, что у большинства людей слово «дисциплина» ассоциируется с запретами и наказаниями и потому вызывает отрицательные эмоции. Я же полагаю, что дисциплину нужно рассматривать как общего беспристрастного и бескомпромиссного защитника всех жителей школы. Школьная дисциплина есть педагогическая ценность, и если мы, педагоги, не сформируем у школьника правильное отношение к школьной дисциплине, то есть опасность, что в обществе не вырастет законопослушная личность, значит, не появится правовое государство

Территория – это не только школьное здание и школьный двор, это и ёё жители: обучающиеся, учителя, директор школы, техперсонал, родители.

Да и сегодня любой учитель и родитель согласятся, что это понятие очень важно для характеристики школы. Это действительно температура тела школы, она сигнализирует о ее здоровье или болезни. Заявление, что в этой школе или в этом классе нет дисциплины звучит как приговор: это плохая школа, плохой класс, туда ребенка отдавать не следует. Недисциплинированный ученик – беда всей школы, недисциплинированный работник не нужен работодателю

Послушный ученик- гордость школы!

Фундаментом, на котором держится школьный уклад, ядром, определяющим положение ребенка в системе школьных отношений, являются правила поведения школьника. Это ядро школьного законодательства, это первая встреча человека с долгом. Вы скажете – Устав школы? Устав школы для ученика – это, то же самое, что Конституция для нас – обывателей. До нее, как до Бога – далеко. А Правила поведения - рядом, близко, в устах педагогов, на стенде, ими попрекают, стыдят, наказывают и т. д.

На самом же деле любые законы человека, прежде всего, защищают, как признаны защищать школьника правила. В школе А.Н.Тубельского работает принцип: «каждый имеет право делать все, если оно не нарушает прав других».

Создание правил для учащихся, а тем более целостного школьного законодательства не должно быть единичной повесткой школьного парламента, конференции или педсовета. Это целое отдельное направление педагогической работы в школе.

В младшем школьном возрасте – это разработка кодекса элементарных основ этики поведения – почтение к учителю, уважение к старшим, забота о девочках… Данный возраст самый подходящий для закладки основ человеческой культуры. Психологи утверждают, если это время упустить, то можно опоздать навсегда.

Работу с правилами поведения начинаю ещё с первого родительского собрания. Спасибо авторам учебника «Окружающий мир» На форзаце они разместили правила для учащихся. Это даёт возможность в школе и дома повторить правила поведения. Часто показываю видеоуроки.

Но помолодели не только инсульты и инфарты и другие болезни, увеличилось число обучающихся с девиантным поведением, дезатаптированных. В этом году психологом школы проведено обследование по готовности первоклассников к школе, выявлена группа риска, с которой ведётся систематическая работа. В старые времена в начальной школе мы сами справлялись дисциплиной, сейчас тоже нуждаемся в помощи социального педагога

Нарушение дисциплины

1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;

2 место - опоздание на уроки;

3 место - игры с телефоном;

Прогулы уроков;

Бег по лестницам и по коридору школы;

Порча школьного имущества и оборудования.

К причинам нарушений школьной дисциплины также относили негативное влияние программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала. Я бы ещё добавила – это введение единого образовательного пространства: школа для всех.

Выполнение норм и правил дисциплинированного поведения должно войти в привычку учащихся, стать их внутренней потребностью. Поэтому уже в начальных классах большое место занимает практическое приучение школьников к дисциплинированному поведению. Особенно много сил и энергии приходится затрачивать на приучение учащихся к дисциплинированному поведению в начале года. За время летних каникул некоторые ученики утрачивают навыки организованного поведения. Для их восстановления нужно время на уроке, во время перемен

Соответствующую работу следует проводить также с родителями учащихся. Ведь правила охватывают основные обязанности школьников, добросовестное выполнение которых свидетельствует об их общем воспитанность. Чтобы помочь школе в выработке у учащихся качеств, предусмотренных этими правилами, родители должны знать их, владеть элементарными педагогическими приемами для формирования этих качеств. Воспитание привычки соблюдать правила поведения, дисциплинированности начинается с первых дней пребывания ученика в школе. Но судя по тесту «Моя семья» родители и дети плохо слышат друг друга. Дети рисуют себя и родителей без ушей.

А.С.Макаренко говорил, что дисциплина украшает коллектив, что дисциплиной надо детям гордиться. Ему принадлежит замечательная формула, снявшая противоречие между дисциплиной - свободой и дисциплиной - запретом: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему!

А. Макаренко большую роль в дисциплинирования учащихся отводил школьном режиму , считая, что он выполняет свою воспитательную роль только тогда, когда целесообразен, точный, общий и определенный. Целесообразность режима заключается в том, что все элементы жизнедеятельности учащихся в школе и дома продуманные и педагогическое оправданы. Точность режима проявляется в том, что не допускает никаких отклонений во времени и по месту проведения намеченных мероприятий. Точность прежде всего должна быть присуща педагогам, тогда она передается детям. Всеобщность режима - его обязательность для всех членов школьного коллектива. Относительно педагогического коллектива эта черта проявляется в единстве требований, педагоги предъявляют к воспитанникам. Каждый воспитанник должен четко представлять, как он должен действовать, выполняя определенные обязанности. Такой режим способствует развитию у учащихся способности управлять собой, полезных навыков и привычек, положительных моральных и правовых качеств. Важное место в приучении учащихся надлежащего поведения в школе и за ЕЕ пределами принадлежит четкому контролю за их поведением, предусматривающий учет посещения ими уроков, принятия соответствующих мер к тем, кто систематически опаздывает.

Словом, ученик должен глубоко осознать, что поведение и отношение к обучению - не только его личное дело, что его обязанность как гражданина - добросовестно учиться, примерно вести себя и удерживать других от недостойных поступков.

Главное условие, обеспечивающее дисциплинарное поведение школьника на уроке - тщательно разработанный урок . Когда урок хорошо построен, чётко спланирован, если все дети заняты делами, они не будут нарушать дисциплины.

Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает тип отношений между учителем и детьми.

Обычно выделяют три типа отношений: авторитарный, демокраитический и либерально- попустительский. Следует обращаться к детям доброжелательно: «Сядьте, как Оля, как хорошо ответила Саша, не забыла встать при ответе»….

Так что же такое школьная дисциплина- территория свободы или принуждения? Я думаю, что это территория, на которой комфортно всем её обитателям! А для этого каждый её член должен соблюдать правила и нормы поведения

Если ты не можешь быть широкой дорогой,

будь узенькой тропинкой.

Если ты не можешь быть солнцем,

будь звездой на небе.

Только найди свое дело и старайся стать

самым лучшим.

Дуглас Мэллох

Такие дети постоянно затевают ссоры с одноклассниками, на уроках становятся возмутителями спокойствия, а во время экзаменационного теста могут заглянуть в тетрадь соседа. В подобной ситуации педагоги вынуждены применять к школьникам меры дисциплинарного воздействия. Школы, как правило, предъявляют к своим ученикам жесткие требования относительно дисциплины - в большинстве случаев эти требования излагаются в письменной форме (например публикуются в школьной газете). Детям и их родителям зачастую кажется, что школьная дисциплина - это форма наказания провинившихся, однако такая точка зрения не имеет ничего общего с действительностью. Дисциплина - это благо для ребенка, и соблюдение определенных правил и норм поведения является необходимым условием эффективности процесса обучения.

Дети должны четко представлять себе:

  • как им следует вести себя в школе;
  • какое поведение является неприемлемым, недопустимым в стенах школы;
  • какому наказанию они могут подвергнуться, если будут нарушать установленные школой правила и нормы поведения.

Американская академия педиатрии придерживается следующей точки зрения. Дети, нарушающие установленные школой правила и нормы поведения, безусловно, должны подвергаться соответствующему наказанию, однако при этом педагогам следует принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка (темперамент, когнитивные способности, свойства психики). Например, ребенку, страдающему таким заболеванием, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), трудно сидеть на одном месте несколько часов подряд. Педагоги должны учитывать это обстоятельство и не предъявлять к такому ребенку слишком суровых требований относительно дисциплины.
В любой ситуации учитель, должен проявлять уважение к ребенку. Даже если его приходится наказывать, меру наказания для провинившегося всегда следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей его личности. Если ребенок осознал свою ошибку, если он искренне стремится исправиться, не стоит наказывать его слишком строго. В качестве наказания можно например дать ребенку дополнительное задание по математике. Ни в коем случае, ни при каких условиях не следует применять к детям меры физического воздействия. И еще одно нерушимое правило: нельзя унижать ребенка в присутствии сверстников.
Если у вашего ребенка возникли проблемы с дисциплиной, вы должны как можно скорее выяснить причину этих проблем и соответствующим образом скорректировать его поведение. Ваш ребенок должен четко представлять себе, какие требования предъявляет к нему школа в отношении дисциплины.
Иногда требования администрации школы в отношении дисциплины кажутся родителям не вполне обоснованными. В такой ситуации вам следует поговорить с преподавателями или директором школы. В присутствии ребенка воздержитесь от каких-либо критических замечаний по поводу школы и ее администрации. Ребенок стремится подражать своим родителям буквально во всем, поэтому если вы будете проявлять неуважение к школе и ее преподавателям, ваш ребенок наверняка поступит так же.
Если, например, вашего ребенка в наказание за какой-нибудь проступок оставили в классе во время перемены, у вас может возникнуть определенное недоумение по поводу такой формы наказания - ведь на перемене ребенку необходимо побыть на свежем воздухе, поиграть со сверстниками, выплеснуть избыток накопившейся энергии. Воздержитесь от каких-либо комментариев - в присутствии ребенка не следует обсуждать политику администрации школы. Поговорите с преподавателем, предложите ему использовать другие формы наказания, учитывая при этом индивидуальные особенности вашего ребенка. Родители и педагоги должны прийти к некоему общему знаменателю: и дома, и в школе ребенок должен соблюдать определенные, раз и навсегда установленные нормы и правила поведения.
Если ребенок не выполнил то или иное задание преподавателя, не следует задерживать его в классе во время перемены. Лишив ребенка возможности поиграть со сверстниками, учитель сформирует у него негативное отношение к своему предмету и к учебе в целом. Кроме того, во время перемены ребенок, как правило, целиком поглощен теми событиями, которые происходят на игровой площадке, поэтому он не может сосредоточиться, его внимание рассеивается. На переменах ребенку необходимо быть на свежем воздухе, двигаться, играть со сверстниками.
Попросите преподавателей и директора школы немедленно информировать вас обо всех случаях нарушения дисциплины вашим ребенком. В большинстве случаев директора *школ сразу же звонят родителям, если их ребенок совершил какой-нибудь достаточно серьезный проступок. Некоторые директора, однако, полагают, что младшие школьники уже могут полностью отвечать за свои поступки, поэтому они стараются помочь ребенку самостоятельно, без участия родителей, решить возникшую проблему.
Таким образом, если ваш ребенок совершил какой-нибудь небольшой проступок, не выходящий за рамки обычной детской шалости, учителя могут не проинформировать вас об этом. Если ребенок сообщил вам, что сегодня его вызывали к директору школы, немедленно позвоните директору и узнайте, в чем дело. В большинстве случаев преподаватели и администрация школы смогут сами, без вашего участия, решить возникшую проблему, и нет никакой необходимости дважды^наказывать ребенка за один и тот же проступок.
И наконец еще одно, последнее замечание: неадекватное поведение ребенка в школе зачастую является сигналом тревоги для родителей. Задумайтесь: может быть, ваш ребенок испытывает стресс или ему просто не хватает вас, вашего внимания, заботы, ласки? Таким образом, прежде всего постарайтесь выяснить, в чем кроется главная причина проблем вашего ребенка. Устранив ее, вы поможете ему справиться со всеми возникшими на его пути трудностями.

Применяются ли в школе телесные наказания?

В вашей памяти, наверное, еще сохранились воспоминания о ваших школьных годах. Вероятно, вы до сих пор вспоминаете о подзатыльниках, которые директор вашей школы раздавал чересчур расшалившимся ученикам? А может быть, в вашей школе провинившихся били линейкой?
к сожалению, во многих школах до сих пор практикуются телесные наказания (в 23 штатах телесные наказания детей разрешены законом). По данным статистики, в течение 1993/1994 учебного года не менее 470000 школьников были подвергнуты телесным наказаниям.
Исследования, проведенные педагогами и Психологами, со всей очевидностью свидетельствуют: телесные наказания не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Американская академия педиатрии полагает, что телесные наказания лишают ребенка самоуважения и пагубно отражаются на его успеваемости. Наказание в данном случае теряет свое воспитательное значение: ребенок, подвергаемый телесным наказаниям, становится жестоким, агрессивным. Напротив, дети, которых никогда не подвергали телесным наказаниям, не склонны к асоциальному, антиобщественному поведению.
Директор школы и преподаватели могут применять к школьникам меры физического воздействия лишь в самых исключительных случаях (например, если возникла ситуация, угрожающая жизни и здоровью ребенка). Американская академия педиатрии выступает за полную отмену телесных наказаний в школах всех без исключения штатов. Мы полагаем, что педагоги смогут найти другие, гораздо более эффективные способы управлять поведением ребенка. Мы обращаемся к законодателям всех уровней (в том числе и к школьным советам) с просьбой поддержать нашу инициативу.

Поделиться