Евгений онегин система образов кратко. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа. Словарная работа Сюжет лирическое отступление конфликт. IV. Работа с опорной схемой

“Евгений Онегин” - первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. Основной конфликт романа «Евгений Онегин», как и в ряде предшествовавших произведений, - глубокое противоречие между запросами пробуждающейся, осознающей себя личности и ее средой, так называемым обществом, застывшим в косной неподвижности, живущим по мертвящим канонам.

«Евгений Онегин» - роман характеров и нравов. Его сюжетообразующие действующие лица Евгений Онегин и Татьяна Ларина воплощаются не в статике, не в кризисных эпизодах, а в причинно-хронологической последовательности, в постепенном духовном росте, в истории своей жизни, в основных звеньях своей биографии. Отношение автора романа к Евгению почти на всем протяжении повествования - ироническое, но благодушное, при явной общей к нему симпатии. Онегин - аристократ по происхождению и воспитанию, индивидуалист и эгоист по своему нравственно-психологическому облику, как он сложился к своему совершеннолетию. Это «забав и роскоши дитя», законодатель мод, завсегдатай театральных кулис, искусный знаток «науки страсти нежной». Но, будучи человеком беспокойного, острокритического, ищущего ума, он вскоре разочаровался во всем том, что ему было близко и мило с детства, пресытился светской жизнью, стал читать, кроме художественной, русской и иностранной, социально-политическую и даже экономическую литературу (Адама Смита). Это привело «молодого повесу» к недовольству окружающей его действительностью, определило его оппозицию к тогда господствовавшему социальному правопорядку и быту высшего общества. Совершенно очевидный прогрессивно-гуманистический облик Евгения явно не мирится с той оценкой его преобразовательной деятельности в поместье, которую ему дает автор романа: «чтоб только время проводить». Думается, что эта оценка маскировочная, для цензуры.

В духовной эволюции Онегина новым этапом стала дуэль с Ленским. Происшедшая вопреки его желанию, но и при отсутствии противодействия ей, вызванного боязнью обвинения в трусости, дуэль была воспринята Онегиным как преступление, как убийство. После бессмысленной дуэли с Ленским герой романа отправился в путешествие. Познание родной земли, жизни народа усилило внутреннюю сосредоточенность Онегина, и он оказался еще более, нежели раньше, «чужой для всех» окружающих его лиц блестящего света. Но, встретив здесь Татьяну, Евгений нашел в ней духовно родственную личность, способную возродить его к жизни.Но его любовь не нашла желанного отклика. Характер Онегина складывался в условиях высшего петербургского света, связанного с космополитическими влияниями. Его учителя - иностранцы-гувернеры. Лучшими чертами своего духовного облика он обязан прогрессивным веяниям эпохи, определяемым освободительным движением. Татьяна росла в деревенской глуши, среди полей и лесов, в семье доброго помещика среднего достатка, вблизи простого народа. Это натура оригинальная, поэтическая, волевая, глубокая и страстная, любящая все русское: нравы, обычаи, природу. Чистота побуждений и желаний Татьяны внятно высказана в ее целомудренном послании Онегину: «Была бы верная супруга и добродетельная мать!»

Татьяна, уступая мольбам матери и родственников согласилась на брак как на выполнение жизненного долга. Она посвятила себя мужу, создавая для пего заслуженное счастье и покой, с честью поддерживая его связи и положение в обществе. Сохраняя верность мужу, оставаясь нравственно безупречной, Татьяна отстаивала также свою независимость, чистоту и гордость перед ей ненавистным и чуждым аристократическим обществом. Только этическая незапятнанность являлась оплотом и защитой ее самостоятельности и своеобычности. Именно душевное величие подняло ее над окружающим пустым, мишурным светом и заставило склониться перед ней его обитателей, отдать дань удивления и уважения редкостному среди них явлению.

Трагична судьба и Евгения, и Татьяны. Но в поединке долга и чувства, разума и страсти одерживает победу не Евгений, а Татьяна.

Пушкин, оттеняя ведущих героев своего романа, противопоставляет им Владимира Ленского и Ольгу Ларину.

Образ Ленского чаще всего трактуется слишком прямо линейно, как развенчание романтизма, а его стихи «Куда, куда вы удалились» воспринимаются даже пародией (А. Слонимский). А между тем Ленский так же, как и Онегин, сложен и противоречив. Это один из самых светлых образов русской литературы. Пушкин любуется его «ко благу чистой любовью», «доверчивой совестью», целомудрием чувств, возвышенными стремлениями, не успевшими увянуть «от хладного разврата света».

Пушкин видел и недостатки Ленского. Как и Онегин, он оторван от глубин родной национальной почвы, к тому же экзальтирован, витает в облаках, живет иллюзиями, порывами чувств. Это поэт-романтик, идеализирующий жизнь, видящий ее лишь в розовых красках. Ленский, как и Онегин, - жертва русской действительности. В условиях разгрома декабристского движения уже не представлялось возможным воплотить великие задатки свободолюбивого, мятежно-пылкого, необычайно поэтически даровитого юноши, каким был Ленский. И поэтому он, очерченный в сравнении с самими главными героями эскизно, гибнет на дуэли, сраженный пулей Онегина.

Полная противоположность серьезной, размышляющей, замкнутой Татьяне- ее сестра Ольга. Она мила наивной простодушностью, непосредственной общительностью, светлым жизнелюбием, не отягченным раздумьями: всегда «Резва, беспечна, весела», а попросту легкомысленна. Потеряв Ленского, «недолго плакала она». Обычная, посредственная, примитивная, ничем не выделяющаяся Ольга - наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века.

В то время как душевный облик Татьяны складывается по преимуществу под воздействием народных начал, Ольга, формируясь, повторяла сущность своих простых, непритязательных, в какой-то мере патриархально-добрых родителей.

Подчеркивая социально-типическое начало персонажей романа, Пушкин раскрывает их в невиданной гармонической соразмерности и уравновешенности своих проявлений: идейных, психологических, моральных, бытовых. Действующие лица романа, кроме того, восхищают лаконизмом проявления своих непосредственных чувств. Весьма сдержанны и прямые авторские характеристики их переживаний. При всем том герои романа отчетливо ясны, рельефны в своей внутренней сущности, что достигается системой дополняющих друг друга внешних примет и путем зарисовки их социально-бытового окружения.

Разработка урока по теме:

Система образов в романе «Евгений Онегин». «Онегинская» строфа

Урок разработала: ,

учитель и литературы

стаж работы 20 лет

Тема: Система образов в романе «Евгений Онегин». «Онегинская» строфа.

Тип урока:

Изучение нового материала (усвоение новых знаний: знакомство с героями, их ; систематизация полученного материала – построение схемы «Система образов в романе»).

Цель урока: (Слайд 2)

Познакомить учащихся с героями романа; через систему взаимоотношений персонажей показать тему личной трагедии главного героя. Познакомить с термином «Онегинская строфа».

Задачи урока:

Образовательная: продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

Развивающая: развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения; совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы; развивать культуру устной монологический речи.

Воспитательная: способствовать формированию духовно развитой личности, самостоятельности мышления, творческих способностей обучающихся.

Методы обучения:

словесный, наглядный, поисковый, исследовательский

Формы работы учащихся:

фронтальная, групповая, индивидуальная

Место данного урока в теме, его связь с предыдущим уроком:


На роман «Евгений Онегин» отведено 5 уроков. На первом уроке говорилось об истории создания романа, происходило знакомство с главным героем, затрагивалась тема личной трагедии главного героя. На данном уроке через систему образов, при помощи технологии активно-продуктивного чтения и элементов технологии критического мышления, вырисовывается чёткое представление о героях и их месте в романе.

Оборудование: учебник «Литература», текст романа «Евгений Онегин», иллюстрации к произведению, тетрадь, мультимедийная презентация «Образы в романе «Евгений Онегин», компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном.

Словарная работа: Dandy, франт, педант, «онегинская строфа».

Структура и ход урока:

I. Организационная часть урока. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество великого русского поэта, продолжим знакомство с его выдающимся романом «Евгений Онегин», с героями, их взаимоотношениями.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, повторим пройденное.

II. Актуализация опорных знаний.(устно)

Цель: проверить усвоение знание об истории создания романа.

Приём « Верно - неверно».

Верно, что – великий поэт девятнадцатого века? Правда ли, что «Евгений Онегин» - роман в стихах? Верно, что Евгений Онегин, главный герой романа, жил в Москве? Правда ли, что совсем не симпатизирует своему герою? Верно ли, что Евгений Онегин в романе постоянно ищет смысл жизни? Правда ли, что Евгений Онегин – тип молодого человека начала девятнадцатого века?

Последний вопрос вызывает затруднения? Чтобы ответить на него обратимся к теме нашего урока (запись темы урока в тетрадь). Именно в течение урока мы ответим на этот вопрос.

III. Слово учителя о романе.

Действительно, роман «Евгений Онегин» - это уникальное произведение, в котором отражены все особенности той эпохи, того времени. Герои показаны в реальных жизненных обстоятельствах, в условиях так называемой жизненной правды. Давайте познакомимся с героями данного текста, как представителями той эпохи, посмотрим, что их волновало, о чём они думали, к чему стремились.

3.1. Система образов в романе. Работа с текстом.

Цель: проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения.

А) Евгений Онегин (Слайд 3)

(Евгений Онегин – главный герой романа. Он присутствует во всех сюжетных линиях. О нём, о его жизни рассказывается в тексте).

Глазами кого нам показан герой?

(1 глава. Приятель Автора. Готов терпеть нелюбимого дядю ради наследства. Отец Евгения промотал своё состояние. Онегин – «молодой повеса», «умён, мил» - эпитеты. Светский молодой человек. Типичный представитель «высшего света». «Острижен по последней моде». «Как dandy лондонский одет». Франт, педант.

Словарная работа (Слайд 4)

Кто такой dandy, франт, педант? (Индивидуальным домашним заданием для ученика было посмотреть в толковом словаре значение этих слов).

(Dandy в данном контексте (в примечаниях к роману) – это франт.


Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.

Педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований. То есть для него важно все формальности учесть).

Как он относится к обязанностям человека из «высшего света»: к посещению театра, бала, балета?

(Ему все балы, театры, балеты давно наскучили. Везде он зевает, хочет быстрей уехать домой. И дома тоже скучно, ему всё надоело, его мучает «русская хандра», «к жизни вовсе охладел»).

Записываем кратко в тетрадях характеристику Евгения Онегина. (Приложение 1)

Кратко запишем в тетрадях характеристику Автора.

В) «Охарактеризуй героя». Класс делится на 3 группы.

Цель: развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения

В течение 3 минут каждая из групп рассказывает о своём герое, используя ОК «План-характеристика героя» (Приложение 1).

Внимательно слушают члены других групп, записывая главное о герое в тетрадь.

1 группа – Владимир Ленский (Слайд 6)

2 группа – Татьяна Ларина (Слайд 7)

3 группа – Ольга Ларина (Слайд 8)

3.2. Проблемный вопрос для всех групп.

Цель: совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы.

Все герои романа по-своему несчастны. В чём проблема каждого из них? Используя приём «фишбоун»,найдите проблему и выясните причинно-следственные связи.

Верхние плавники – это аргументы или причины.

Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.

Представитель каждой команды дает развернутый ответ.

IV. Систематизация нового материала.

Цель: способствовать самостоятельности мышления, способности формулировать выводы.

Давайте составим схему, которую так и назовём: «Система образов в романе «Евгений Онегин». (Слайд 9)

(В центре схемы – Евгений Онегин, вниз 2 стрелки – Татьяна Ларина, Владимир Ленский – от него стрелка – Ольга Ларина, а внизу объединяет все эти стрелки – образ Автора, который рассказывает и даёт оценку всем героям).

Из схемы видно, что главный герой романа – Евгений Онегин. Он типичный представитель светской молодёжи того времени. Молодость – это такая прекрасная пора! Но счастлив ли он?

(Нет, ему всё надоело, у него нет цели, семьи, друзей, он равнодушен ко всему).

Вывод: Евгений Онегин – яркий представитель молодого дворянства, «высшего света». Бесцельный, равнодушный, носитель личной трагедии. Но это трагедия и всего общества, в котором он живёт. Задача писателя-реалиста – показать все проблемы этого общества, не приукрашивая их – с чем блестяще справился в романе «Евгений Онегин».

V. Поэтическая минутка. (Слайд 10,11)

Цель: развивать поэтичность речи, способствовать формированию духовно развитой личности.

Выразительное чтение наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин» . « Письмо Татьяны» (читает ученица), «Отказ Онегина» (читает ученик). (на фоне музыки Ф. Листа «Грёзы любви», Альбинони «Адажио»).

VI. Разбор понятия «Онегинская строфа». (Слайд 12,13)

«Евгений Онегин » выглядит как роман – импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем создается прежде всего выразительными возможностями четырехстопного ямба – излюбленного пушкинского размера и гибкостью созданной Пушкиным специально для романа «онегинской» строфы, включающей 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными мужские).

Работа учащегося у доски – запись первой строфы романа. Остальные делают запись в тетрадях.

«Онегинская строфа» состоит из 14 строк, которые делятся на 3 четверостишья и заключительное двустишье в разными способами рифмовки:

Строки 1-4: а-б-а-б – перекрёстные рифмы

5-8: в-в-г-г – смежные рифмы

9-12: д-е-е-д –опоясывающие рифмы

13-14: ж-ж – смежные рифмы.

Но дело не только в рифме. Количество слогов в каждой строфе одинаково.

Строки 1-4: 9-8-9-8

Вывод: рифмующиеся строки имеют одинаковое количество слогов.

Каждая строфа обычно начинается освещением какой-либо новой темы, а авторские замечания, лирические вставки заключают её. Таким образом написан весь роман, за исключением письма Татьяны к Онегину, письма Онегина к Татьяне и песни девушек.

VII. Рефлексия.

Приём «Синквейн» индивидуальное самостоятельное задание (Приложение2) (зачитать 2-3 синквейна).

Написать синквейн, посвященный любимому образу из романа «Евгений Онегин».

VIII. Подведение итогов урока. Оценки.(Слайд 14)

IX. Домашнее задание. (Слайд 15)

Письменно ответить на вопрос:

О чём пишет Татьяна в письме к Онегину?

Индивидуальное задание (письменно ответить на вопрос):

Использованная литература:

1. , Егорова поурочные разработки по литературе. . М.: ВАКО, 2007. – 416 с.

Лотман "Евгений Онегин". Комментарий. Л., 1980.

Приложение1

Опорный конспект (ОК)

План характеристики литературного героя.

1. Определение места героя среди других персонажей.
2. Степень участия и его роль в конфликте.
3. Анализ имени.
4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
5. Речевая характеристика.
6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
12. Оценка литературного персонажа его современниками.
13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Приложение 2

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях.

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему.

Существительное. Прилагательных два (допускаются причастия). Глаголов три (допускаются пояснения). Предложение из четырех слов. Существительное (вывод, обобщение).

Роман «Евгений Онегин» невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. Каждый, кто читал его на протяжении двух столетий, находил что-то новое, давал еще одно объяснение, определение этому удивительному произведению. Это и «энциклопедия русской жизни», как назвал роман В. Белинский, и первый русский реалистический роман, и свободный роман, открытие А. С. Пушкина, послужившее началом развития всей последующей литературы как XIX, так и XX века. «Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница» - так сказал сам автор о своем произведении в письме к П. А. Вяземскому. То, что этот роман свободный, дало возможность существованию разных точек зрения в нем. А. С. Пушкин предоставляет выбор, свободу в восприятии героя, не навязывает своей точки зрения.

А. С. Пушкин в своем романе впервые отделил автора от героя. Автор в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существует сама по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней. Третий же герой романа, Ленский, совершенно не похож ни на автора, ни на Онегина, с ним связана еще одна точка зрения, иная позиция, противопоставляющаяся в первую очередь позиции Онегина, так как автор на протяжении всего романа нигде не сталкивается с Ленским, он лишь показывает свое к нему отношение.

А. С. Пушкин с мягкой иронией рассказывает о Ленском, этом восторженном романтике, который

Пел разлуку и печаль,
И нечто, и ту манну даль.

А также с некоторой издевкой говорит о том, как писал Ленский:

Так он писал, темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я...).

Романтизм уже ушел из жизни, как уходит и Ленский. Его смерть вполне логична, она символизирует собой полный отказ от романтических идей. Ленский не развивается во времени, он статичен. Отличаясь от тех людей, среди которых вынужден жить (и в этом он схож с Онегиным), Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть - и угаснуть. И даже если бы Онегин не убил его, скорее всего, в будущем Ленского ждала обыкновенная жизнь, которая охладила бы его пыл и превратила в простого обывателя, который

Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И, наконец, в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

Такой путь, точка зрения нежизнеспособны, что и доказывает Пушкин читателю.
Совершенно другая точка зрения Онегина. Она в чем-то схожа с точкой зрения автора, и поэтому в какой-то момент они становятся друзьями:

Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность...

Они оба сходятся в своем отношении к свету, оба бегут от него. Оба скептики и вместе с тем интеллектуалы. Но Онегин, как и автор, развивается, меняется, и его отношения с автором тоже меняются. Автор постепенно отдаляется от Онегина. Когда же Онегин идет на дуэль, испугавшись общественного мнения, и убивает на ней Ленского, когда оказывается, что его точка зрения не основывается на твердых нравственных принципах, автор совершенно отдаляется от своего героя. Но еще и до этого видно, что их точки зрения расходятся по многим вопросам: это и их отношение к искусству, к театру, к любви, к природе. То, что один из них поэт, а другой не может отличить ямба от хорея, конечно, сильно отдаляет их друг от друга. И скорее всего, А. С. Пушкин показывал, что точка зрения Онегина, например, его отношение к театру:

На сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился - и зевнул -

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать... -

просто не имеет права существовать. Онегин, будучи «гением» науки любви, упустил возможность счастья для себя, оказался неспособным на истинное чувство (вначале). Когда же он смог полюбить, то все равно не достиг счастья, было уже слишком поздно. В этом заключается истинная трагедия Онегина. И его путь оказывается неправильным, ненастоящим. Позиция автора иная, его не раз волновали страсти, любовь была неизменным спутником жизни:

Замечу кстати: все поэты -
Любви мечтательной друзья.

И конечно, именно отношение к Татьяне во многом определяет их точки зрения, отдаляя друг от друга. Чем ближе Пушкин к Татьяне, тем больше отдаляется он от Онегина, который нравственно намного ниже ее. И только когда Онегин будет способен на высокое чувство, когда он влюбится в Татьяну, критические оценки А. С. Пушкина исчезнут.
Одно из основных различий между ними - это в том числе их отношение к природе. Онегин далек от нее, как и от всего остального, автор же «предан душой», «рожден для жизни мирной, для деревенской тишины».

Пушкин показал, что такая позиция, точка зрения Онегина уже не могут существовать. Правда, он оставляет ему выбор. Онегину еще не поздно измениться, поэтому-то финал романа открытый. С позиции же автора, только его собственная точка зрения возможна для мыслящего человека, она наиболее приемлема для жизни.

Уникальность этого романа, непохожесть этого романа ни на один другой заключается в том, что автор смотрит на Онегина уже не как на героя своего романа, а как на вполне определенного человека со своим мировоззрением, со своими собственными взглядами на жизнь. Онегин совершенно независим от автора, и это как раз и делает роман по-настоящему реалистическим, более того - гениальным творением А. С. Пушкина.

Ленский гибнет, потому что не может принять условий жизни и трезво видеть мир, не может, как пишет Белинский, «развиваться и идти вперед». Онегин и Татьяна во многом изменились решительно. Но почему же все более углубляется их конфликт с окружающим миром? Почему этот мир представлен разными кругами общества (деревня, Москва, Петербург)? Чем характерен каждый из этих кругов и почему ни в одном из них герои не могут себя чувствовать удовлетворенными?

Пушкинский роман в стихах проникнут ощущением безграничности жизни. Художественное пространство романа так велико, что Белинский по праву назвал его «энциклопедией русской жизни». Деревня, Москва, Петербург оказываются основными кругами жизни, через которые автор проводит героев, сравнивая их отношение к этим кругам своим. Несходство этих слоев русской жизни для Пушкина принципиально важно. Столкновение героев с одним из них не давало бы еще права говорить о трагедии. Но Онегин, Татьяна, Ленский не могут принять ни провинциальной неподвижности, ни столичной суеты.

Каждый круг жизни характеризуется в романе по правилам линейной перспективы. На первом плане выписаны два-три портрета (для деревенского круга: Ларины, дядя Онегина, Зарецкий), затем несколькими штрихами очерчены эпизодические герои (например, гости на именинах Татьяны). В каждом случае Пушкин непременно дает строфу, которая объединяет впечатления об этом круге общества и выделяет наиболее характерную отличительную его сторону. Для поместного круга такой определяющей чертой оказывается примитивность. Дядя Онегина, который «в окно смотрел да мух давил», простодушные Ларины, которым «квас, как воздух, был потребен», Зарецкий, «трибун трактирный» и «отец семейства холостой», - наиболее характерные фигуры этого круга. Зарецкий нарисован в духе образов Грибоедова, на которого Пушкин почти ссылается («И вот общественное мненье!»).

Пушкин использует классический способ характеристики героев с помощью фамилий. Этот прием знаком нам по комедии Фонвизина «Недоросль». Отчего это возможно? Провинциальные помещики так примитивны, односложны, что суть каждого из них может быть обозначена: «Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков», которых он «гвоздил», довел до разоренья; «уездный франтик Петушков» и т.д. Отсутствие душевных движений и духовных интересов, невежество показаны как следы примитивности провинциальных помещиков, общий портрет которых дан в XI строфе второй главы («Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне...»). Главные герои романа, естественно, оказываются чужды этому кругу. Ленский «бежал... из беседы шумной»; Онегин прослыл «опаснейшим чудаком»; Татьяна даже «в семье своей родной казалась девочкой чужой», предстоящая встреча с гостями на именинах пугает ее (Татьяна видит во сне «Копыта, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки.


Страница: [ 1 ]


















Онегин «забав и роскоши дитя», добрый малый, как вы да я, как целый свет. Принадлежность к высшему слою дворянства; воспитание; Обучение; Первые шаги в свете; Опыт «однообразной и пёстрой» жизни в течение восьми лет. Обычный, покорно следующий за светчкой «чинною толпой»




Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь. В Петербурге и в деревне он усердно читает книги; Пытается писать Общается с немногими близкими ему людьми (среди них автор и Ленский) В деревне он даже попытался «порядок новый учредить»,барщину «оброком легким заменить»


Как проявляет себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной? Как благородный и душевно тонкий человек; Он сумел заметить во «влюбленной деве» подлинные чувства, живые, а не книжные страсти; Онегин послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка; Душевная диспропорция стала причиной драмы несостоявшейся любви. Смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом»,ограничивающим свободу человека.


Что можно сказать по поводу дружбы Онегина и Ленского? Чем она закончилась? Его поведение на именинах – обычная « светская злость» Дуэль - следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлянта» Зарецкого и соседей – помешиков. Онегин не заметил как стал пленником своего старого кумира- «общественного мнения»


Каково значение встречи Татьяны и Онегина в Петербурге? Это новый этап в развитии Онегина; Он совершенно изменился; Он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви(и этим очень напоминает Ленского) Впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Онегин не достиг желанной цели, в нем нет гармонии между чувством и разумом.



Почему автор все время размышляет о любви и дружбе, проводит Онегина через горнила обоих чувств? Любовь и дружба- два оселка, на которых испытывается человек; Они раскрывают богатство души или опустошенность. Автор показал, как трудно движение человека к простым и понятным жизненным истинам, через какие испытания он должен пройти, чтобы понять и умом и сердцем – ВЕЛИЧИЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ.

А.С.Пушкин любит Петербург. История создания поэмы. Любимый пушкинский размер. В кабинете великого поэта. Негативная информация. Позитивная информация. Произведение «Медный всадник». Стал ли вам понятен Петербург Пушкина. История публикации. Петербург Пушкина. Работа в группах. Ландшафт в эпоху, предшествующую основанию Петербурга. «Медный всадник». Кроссворд «Медный всадник». Афиширование. Тест «Медный всадник».

«Полтава» - Ещё напор – и враг бежит!.. Впрочем, война против Швеции тянулась еще более десяти лет. Самым достоверным родственники поэта считали портрет, гравированный Н. Уткиным. Построение поэмы. Пир Петра (стр.156-157): А Б А Б В Г В г. Торжественная песнь = ода. Картины летней ночи (1). Картина сражения динамична (одно событие сменяет другое). Композиция. Определение жанра «Полтавы». Олицетворения -- …. Сравнения -- ….

«Пушкин «Вновь я посетил»» - Философская лирика А.С.Пушкина. Композиция. Как выражена философская идея стихотворения. Сосны, молодая поросль – символический образ. Идея семьи. Актуализация знаний. Художественные особенности стихотворения. Простота и безыскусственность. Из мира вечности А.С.Пушкин обращается к вам. «Вновь я посетил…» (1835). Знакомство с философской лирикой. Философская идея cтихотворения. Образ неизменно обновляющегося леса.

«Стихи об осени Пушкина» - Унылая пора. Уж реже солнышко блистало. Октябрь уж наступил. И в час полуденный в кружок их не зовёт его рожок. Стоял ноябрь уж у двора. Уж небо осенью дышало. Встаёт заря во мгле холодной. Отец поэта. Няня А. С. Пушкина. Довольно скучная пора. Короче становился день. Пастух. Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Ложился на поля туман. С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк. Александр Сергеевич Пушкин.

«Онегин и Байрон» - Творчество Байрона. Скука. Образ жизни. Значение образов. Разочарование в любви. Сравнительная характеристика. Ветреность. Отличия образа. Лень. Тоска человечества. Одиночество. Пресыщенность. Пушкин и Байрон. Нелюдимость. Открытое сравнение.

«Создание «Евгения Онегина»» - Роман «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни». Система образов в романе «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна. Главный герой романа. Онегин и Ленский – «волна и камень», «лёд и пламень». Татьяна Ларина в любви. Особенности сюжета: 2 особенности. Александр Сергеевич Пушкин. Жанр. Зеркальная композиция. Лирические отступления в романе. Татьяны «милый идеал». Народная культура. Особенности и значение романа «Евгений Онегин».

Поделиться